Новая схема приема платежей улучшит качество теплоснабжения балахнинцевЖилищно-коммунальные проблемы Балахны всегда находились в центре внимания газеты "Ленинская смена". В очередной раз они обратились к ним в связи с выпуском в городе новых квитанций за тепло и горячую воду. Особых новшеств здесь нет: просто с июля жители Балахны и п.Гидроторф начали получать отдельные квитанции за эти услуги. Понятно, что любое нововведение порождает немало вопросов. Поэтому решили разобраться в ситуации.
Чтобы понять суть проблемы, рассмотрим ее предысторию. Не секрет, что сегодня в Балахне одни из самых высоких тарифов в области на услуги ЖКХ. Тем не менее даже за счет них нельзя покрыть расходы на обеспечение города теплом и горячей водой. «Проблема заключается в том, что тепловые сети, по которым до домов балахнинцев доставляется тепло и горячая вода, находятся в плачевном состоянии, - поясняет глава администрации Балахнинского района Николай Шильнов. – Долгое время они не проходили капитального ремонта. К тому же сама система теплоснабжения построена неграмотно и потому работает крайне неэффективно: теплопотери составляют более 50%». Муниципальные теплосети неоднократно передавались в аренду от одной организации к другой. От перемены слагаемых результат не менялся: потери росли, а эксплуатирующие организации копили долги перед поставщиком тепла – НиГРЭС им. А.В. Винтера ОАО «ТГК-6». На данный момент они исчисляются сотнями миллионов рублей. Еще немного, и ситуация могла бы совсем выйти из-под контроля. Благо, к решению проблемы вовремя подключилось руководство области. Власти региона полностью отдают себе отчет в сложности и актуальности проблемы. За решение вопроса взялся лично заместитель губернатора Владимир Лебедев. Самое главное, был сделан правильный вывод: балахнинские теплосети требуют срочной реконструкции, для чего необходимо искать стратегического инвестора, обладающего мощным финансовым ресурсом и эффективным менеджментом. Кроме того, следует менять саму систему взаимодействия в цепочке «поставщик – потребитель энергии», исключив посредника – в этой роли выступал Балахнинский расчетно-кассовый центр (БРЦ). Прежнее руководство района активно препятствовало этому процессу. К счастью, подход к делу нового главы районной администрации Николая Шильнова внушает оптимизм. Его позиция такова: району нужен инвестор, а инвестору нужны гарантии, и их следует дать. По предварительным расчетам, на капитальный ремонт и реконструкцию теплосетей требуется более 1 миллиарда рублей. Кто возьмется за реализацию такого рискованного проекта? «Логично, чтобы инвестором стало ОАО «ТГК-6», - считает Николай Шильнов. – В таком случае и генерация, и транспортировка тепла будут находиться в одних руках. Так муниципалитету легче контролировать поставщика услуг, а инвестору, в свою очередь, выгодно сделать систему теплоснабжения эффективной. Других претендентов на то, чтобы принять ответственность за такое хлопотное хозяйство, кроме энергетиков, просто нет». Хочется надеяться, что к следующему отопительному сезону будет проведен конкурс и начнутся работы по замене тепловых сетей. Наконец-то переговоры между областными, районными властями и соинвестором выходят на финишную прямую. С учетом масштаба и огромной стоимости проекта, прорабатываются варианты участия областного бюджета в его финансировании. В частности, за счет бюджета планируется провести реконструкцию самого ветхого участка теплотрассы длиной 2 км. Решается и вопрос гарантий оператору теплосетей. Помимо эффективной работы системы ему важно, чтобы потребители вовремя и в полном объеме оплачивали потребляемые услуги, а средства направлялись строго по назначению. Только в этом случае вложения смогут окупиться. А как легче взаимодействовать с потребителями? Конечно же, напрямую. В противном случае – при наличии посредника – прозрачность финансовых потоков гарантировать сложно. По этой причине, кстати, ТГК-6 ранее отказывалась брать балахнинские сети в аренду. Слишком уж непрозрачно работала структура Балахнинского расчетного центра. И мировая цивилизованная практика показала, что наиболее оптимально работает цепочка «генерация – конечный потребитель». Именно по такой схеме строит свою работу в Нижегородской области ТГК-6. Так, в Дзержинске уже несколько лет население осуществляет платежи через Единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ) – структуру, аффилированную с ТГК-6. В результате ситуация с оплатой тепла и горячей воды в городе химиков нормализовалась. Вот что значит за дело взялись эффективные менеджеры с опытом и новационными технологиями! «Областное правительство объективно оценило обстановку и делает правильные шаги, - резюмирует директор по сбыту тепловой энергии ОАО «ТГК-6» Александр Бобров. – Во-первых, руководить администрацией района поставлен опытный управленец, который вник в суть проблемы и предпринял необходимые действия. Во-вторых, как нам обещают, региональный бюджет готов участвовать в реализации проекта на условиях софинансирования. В-третьих, соинвестору предоставлена возможность контролировать финансовые поступления за поставляемые услуги. Все это в совокупности является гарантией надежности как для нашей компании, так и для всех балахнинцев».
Переход на новую систему в Балахне начался с 1 июля, когда МУП «Теплоэнерго» заключило с ЕРКЦ договор по начислению платежей населения за тепло и горячую воду. То есть теперь не нужно будет делить деньги между поставщиками услуг, все средства по новым квитанциям пойдут в «Теплоэнерго». В дальнейшем, когда начнется реализация проекта по реконструкции теплосетей, эти деньги пойдут напрямую поставщику услуг – новому инвестору. Скоро балахнинцы поймут выгоды от новой системы оплаты. Бояться новых квитанций точно не нужно. Ведь цель здесь – сделать систему оплаты услуг ЖКХ максимально прозрачной и понятной. Скажем сразу: никаких неудобств населению, а тем более дополнительных расходов новая схема не несет; просто теперь они оплачивают данные услуги по отдельной квитанции. Таким же образом мы платим за электроэнергию, газ, телефон… Самое главное, данное новшество не повлияло на тарифы. Здесь, кстати, следует отметить, что за свои услуги ЕРКЦ взимает меньшую плату, чем Балахнинский расчетный центр, через который проходили прежде платежи за отопление и горячее водоснабжение и продолжают проходить платежи за остальные жилищно-коммунальные услуги. «Поставщик услуг не может самостоятельно повышать тарифы, - комментирует Николай Шильнов. – Более того, теперь нам, муниципалитету, проще контролировать работу поставщика. Как власть мы заинтересованы в том, чтобы тарифы не росли, и потому будем всячески лоббировать этот вопрос. Раньше получалось так, что муниципальные чиновники контролировали сами себя». Еще раз отметим, что подобная система успешно внедрена в Дзержинске. Тарифы там в связи с этим не увеличились, а население получило дополнительные удобства в обслуживании. «Наш центр не просто производит начисления, перерасчеты, распечатывает квитанции и доставляет их населению, но и является верным информационным помощником для жителей, - подчеркивает исполнительный директор ЕРКЦ Виктор Романов. – Вся необходимая информация напечатана на обратной стороне платежки, однако многим гражданам, особенно пенсионного возраста, требуются дополнительные разъяснения. Мы уже сейчас активно занимаемся этой работой. 25 июня открыли абонентскую службу для обращений. Нам удается заблаговременно снимать большинство спорных вопросов». Таким образом, новые квитанции для населения – это только плюсы. Жители города видят свои расходы на тепло и горячую воду, понимают, кому и в каком объеме уходят их деньги, а при возникновении спорных ситуаций знают, к кому следует обратиться. Населению важно, чтобы тарифы не росли сверх объективно необходимого и качество услуг было на достойном уровне. И это главное! Александр САВЕЛЬЕВ Ленинская смена http://www.lensmena.ru/numb2011/32/ekonomika/7-1.html
|