Тёмные стороны автострахованияОстап Бендер утверждал, что стопроцентную гарантию даёт только страховой полис. И оказался не прав. Сегодня разнообразные мошенничества в сфере страхования стали настолько распространёнными, что многие компании либо вынуждены повышать тарифы, чтобы покрыть убытки, либо вовсе отказываются от оказания необходимых людям услуг.
Простые уловки с высоким доходом Особо массовый характер приобрели злоупотребления, связанные с автострахованием. Только ленивый водитель не винит страховые компании во всех смертных грехах: мол, хапуги, постоянно стремятся содрать с владельцев транспортных средств побольше, а когда приходит время возмещать ущерб, платить деньги не спешат, а то и вовсе ищут лазейки, чтобы отказать. Что ж, доля правды в этом есть, как и повсюду, в семье не без урода, попадаются и недобросовестные страховщики. Но гораздо чаще и в более крупных масштабах сами страховые компании становятся мишенью для злоумышленников.
Как рассказал заместитель генерального директора одной из страховых компаний Виктор Алексеев, доходность по мошенничествам в сфере автострахования настолько высока, что целые преступные сообщества полностью переквалифицировались на этот «бизнес». Зачем идти, например, на квартирную кражу ради небольших денег и сесть надолго в тюрьму, если есть возможность безнаказанно и сразу получить тысяч четыреста, а иногда и вдвое, втрое больше, если подойти к делу с умом?
Механизм преступных действий прост. Как правило, криминальные группировки фальсифицируют сам факт дорожно-транспортного происшествия, искажают обстоятельства аварии и нанесённый автомобилю ущерб, умышленно завышают страховые выплаты, якобы выявляя незафиксированные на месте ДТП скрытые повреждения, а затем, используя любой повод, инициируют судебные разбирательства, чтобы дополнительно заработать на штрафах, представительских расходах.
Злоумышленники нередко скупают настоящий автохлам, через посредников страхуют его, затем либо подстраивают аварию, либо обходятся без этого, оформляя липовые справки ГИБДД, и ждут получения денег. И зачастую страховые выплаты в разы превышают суммы, изначально уплаченные за эту рухлядь.
Кроме того, и рядовые граждане не прочь нажиться на страховщиках. Сегодня попытки обмануть компанию стали чем-то само собой разумеющимся. Разнообразные уловки, подделки документов встречаются сплошь и рядом. Но и тут, как мы понимаем, в одиночку что-то предпринять трудно. Помогают нечистоплотные юристы, эксперты, сотрудники ГИБДД, да и представители самих страховых компаний. Не за просто так, само собой. То есть и в подобных ситуациях мы также вправе говорить о действиях криминальных группировок.
Выигрыш от подделки На страховом рынке существует институт брокеров. Эти люди в большинстве своём работают корректно, однако и среди них находятся «умники», которые вроде бы должны представлять крупные компании, помогать им расширять клиентуру. На практике же нередко они также стремятся заработать противозаконными методами.
Например, в последнее время появился такой вид мошенничества со стороны брокеров, как фальсификация данных о транспортном средстве. Человек страхует, скажем, дорогущую иномарку, на неё ему через Интернет выписывается полис, он платит соответствующую сумму. А посредник в страховую компанию отправляет данные совсем на другую машину, раз в десять дешевле. И деньги перечисляет, понятное дело, совсем другие.
Наиболее же распространено занижение регионального коэффициента. Этим грешат и брокеры, и сами страхователи, указывая территорию использования авто с пониженным региональным коэффициентом.
В любом случае при дорожно-транспортном происшествии дважды пострадавшим окажется страхователь. Ведь он останется не только с искорёженным транспортным средством, но и на вполне законных основаниях без выплат за понесённый ущерб. В выигрыше лишь недобросовестный посредник, но пойди найди его в случае чего.
- Сегодня, особенно после того как узаконили электронные полисы ОСАГО, и сами автовладельцы порой обзаводятся заведомо недействительными документами, - говорит Виктор Алексеев. И для инспектора ДПС всегда отговорка найдётся. Мы предлагаем включить езду без полиса в перечень нарушений ПДД, которые бы фиксировались видеокамерами. Технически это не сложно, но вот беда: предложение, неоднократно озвученное страховщиками на всех уровнях, не находит понимания у законодателей. Кроме этого, отсутствует соединение единой электронной базы страховых документов с базами ГИБДД. Кстати, из-за этого у злоумышленников появляется соблазн страховаться сразу в нескольких компаниях отдельно по ОСАГО и КАСКО, а потом со всех деньги получить.
Где купить полис? Не так давно сложившееся положение рассматривалось на межотраслевых совещаниях с участием руководителей Генеральной прокуратуры России, где было признано, что проблема в последние годы приобрела характер государственной. Некоторые компании, чья убыточность превышает 200 %, вынуждены любыми способами избавляться от предоставления гражданам невыгодных услуг, а порой покидать регионы, где данный криминальный бизнес особо расцвёл. Отдельные, наиболее мелкие структуры и вовсе вынуждены закрываться. Получается настоящий коллапс: ездить без оформления полиса ОСАГО никто не имеет права, а ни одного страховщика в ближайшей округе нет. В такой ситуации оказались сейчас, например, многие регионы Юга России.
Выход, казалось бы, был найден - с начала нынешнего года стало возможным застраховать гражданскую ответственность через Интернет. Но и здесь мошенники очень скоро нашли широкое поле для махинаций.
Страховые компании, терпя серьёзные убытки, идут на непопулярные меры, такие как выход с инициативой в Центробанк и Правительство России о повышении региональных коэффициентов. Скажем, если до недавнего времени в Челябинске он был равен единице, сегодня его подняли до 2,2. То есть обычный владелец транспортного средства, плативший ранее тысячи три рублей, нынче вынужден раскошелиться на десять-двенадцать. И начинает ругать на чём свет стоит, естественно, ненасытных страховщиков. А тем, в свою очередь, просто выживать надо.
- Если этот процесс срочно не остановить, - считает представитель страховой компании, - региональный коэффициент вырастет повсеместно в разы.
Окажется ли прав товарищ Бендер? - Будем надеяться, проблему, возможно, поможет решить создаваемая сейчас на базе Центробанка России межведомственная группа, - продолжает Виктор Алексеев. - Войдут в неё представители страхового сообщества, Генеральной прокуратуры, МВД, которым предстоит выработать конкретные меры, включая предложения о поправках к действующему в этой сфере законодательству. Основное наше предложение, которое поддерживают и коллеги, - наделить соответствующими полномочиями службы расследований страховых компаний. Кроме того, целесообразно создать единую службу аварийных комиссаров, которые бы выезжали на место каждого дорожно-транспортного происшествия и имели возможность объективно устанавливать все обстоятельства аварии. И вообще, думаю, если в ДТП нет пострадавших, оформление документов вполне можно целиком возложить на страховщиков. Сотрудникам ГИБДД от этого только легче станет. МВД России недавно инициировало оборудование всего транспорта системами ГЛОНАСС. Это также позволило бы страховщикам убедиться в том, было ли происшествие на самом деле, когда, где.
Предложения представляются весьма дельными, ведь при их реализации основная масса мошенников потеряет источник криминального дохода, поскольку подделать документы, сфальсифицировать факты станет, если не невозможно, то уж точно гораздо труднее. В целом же выход из непростой ситуации с автострахованием наметится лишь тогда, когда все заинтересованные ведомства поймут, что этот институт создан для блага граждан. Может быть, тогда и слова Остапа Бендера вновь обретут справедливость.
По материалам газеты «Щит и меч»
|