Латвийская писательница: Дети - тоже людиНикогда не понимала, почему в нашем обществе к детям относятся как к существам другого вида: ну вот, родились некие чудики, и непонятно, что с ними делать. Все знают, что когда ты заводишь собаку, тебе обязательно нужна книга вроде «Счастливый щенок в доме», если заводишь рыбку — без книги «Все о рыбках» тебе не обойтись. Так и с ребенком — еще до его рождения многие уверены, что нужно непременно прочесть пару десятков книг о детском воспитании и психологии, парочку — о педагогике, и конечно о развитии — одну о раннем и одну — об очень раннем. Сколько форумов в сети, сколько разных публикаций, исследований...
В каждом печатном издании и практически на каждом пятом сайте вы найдете статьи с рекомендациями, что делать с этими «непонятными существами» — ДЕТЬМИ: как кормить, как одеть, как поить, как лечить и, конечно, как воспитывать. Неужели никому не приходит в голову что дети — это тоже ЛЮДИ??? Такие же, как все мы, только меньше... Почему к детям нужно относиться как-то иначе, а не так, как вы относитесь ко всем взрослым людям, близким и не очень??? Может быть, все намного проще?
Все знают выражение «Поступай с ближним так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Непонятно, чем ребенок не ближний. Например, если вы в педагогических целях оставляете ребенка «проплакаться» одного в темной комнате, где ему страшно и одиноко, велика вероятность, что ребенок не будет рядом с вами, когда вам понадобится поддержка при прохождении больничных процедур в почтенном возрасте. Если ваша проблема в том, что ребенок не слушается, а вы непременно хотите, чтобы кто-то беспрекословно выполнял ваши команды, — заведите себе собаку. Возможно, заставляя ребенка есть то, что он не хочет, вы приучаете его не к дисциплине, а воспитываете в нем лишь умение смиренно следовать чужим желаниям. Может быть, пора включить свою собственную голову?
Бывает, конечно, и другой тип родительства — не читать ничего и делать все то, что делали твои родители, проводить в жизнь неписаные истины, которые знают все вокруг: заболел — одеть, нашкодничал — наказать, капризничает — наорать, не ест — накормить любой ценой, хочет на ручки — ни в коем случае, иначе привыкнет, и т.д. и т.п.
Неужели никто не помнит себя самого в детстве? Эффективно «работали» на вас методики и техники родительского воспитания?
Если вы не хотели есть, в вас обязательно заталкивали еще пару ложек — или силой, или с помощью развлекательных манипуляций. Ну представьте: вы подали мужу тарелку борща и он съел только половину, и у вас два варианта действий — привязать его к стулу и силой быстро впихнуть еще несколько ложек или, медленно расстегивая халатик и пританцовывая, незаметно скормить ему остатки.
Если вы капризничали и своим хныканьем выводили родителей из себя, на вас орали. А теперь представьте: у вас ПМС, на работе завал, поругались с подругой, болит голова и полная раковина грязной посуды, — другими словами, ну совсем жизнь несладкая и самочувствие паршивое, и со всем этим грузом вы идете пожаловаться любимому мужу — человеку, в котором вы ищете защиту, опору, утешение… А он срывается и орет на вас... Ну как ощущение? Думаете, нужно орать на близкого человека, если очевидно, что ему и так нехорошо?
Вас брали с собой в магазин, но при этом вам ничего не покупали, потому что у вас и так куча игрушек и конфет! Теперь картина: заходите вы с мужем в дьюти-фри, он ведет вас мимо всех этих красивых ароматных баночек, бутылочек, коробочек, мимо модных сумок и стильных очков, мимо бижутерии (да-да, даже бижутерию вы пробегаете!), и вот он — алкогольный отдел, он берет все, что ему хочется, и вы быстро покидаете зону дьюти-фри. Первая мысль, приходящая в голову, — этот недостойный злой мужчина меня не любит!
А теперь о самом главном — о наказаниях. Всех нас наказывали в детстве тем или иным способом, но много ли вы поняли о жизни, стоя в углу или заливая подушку слезами после очередной порки? А теперь представим, как мы наказываем бабушку за то, что она разбила вазу: иди, бабуля, посиди 85 минут в своей комнате — сколько лет, столько и минут, и нет, не лезь ко мне в слезах и соплях, попроси сначала прощения, потом тебя обниму! Соседка взяла телефон и случайно уронила? В угол ее, пусть подумает над своим поведением! Если мы опоздали на работу или не сдали отчет — мы знаем, что нас ждет! Мы послушно снимаем штаны, в то время как начальник достает солдатский ремень с бляхой. Лучший друг курит? Надавайте ему затрещин — пусть знает, как сильно вы его любите и заботитесь о его здоровье!
А помните, как мамина знакомая тетя Клава усердно трепала вас за пухлые щечки? Что, вы и сами так делаете с чужими детьми? А если кто-то, идя по улице, найдет милым вашего мужа и начнет его без разрешения трогать, или чужой дядя, проходя мимо, захочет потрогать ВАС за такие няшные мягкие ручки или ножки? Кстати, я несколько раз трепала тетей за щечки и ножки после того, как они трепали так мою дочь, и что-то им совсем не понравилось...
В заключение я не побоюсь заявить: я НЕ люблю всех детей мира, нет! Пусть в меня полетят тухлые помидоры, я все равно останусь при своем мнении. Нет, я не люблю ВСЕХ детей, как не люблю ВСЕХ людей. Кто-то мне симпатичен больше, кто-то меньше, кого-то искренне люблю, другие мне откровенно безразличны. Просто я не отношу детей к какой-то отдельной форме жизни, для меня дети — это маленькие люди, и прежде чем думать над тем, как вести себя с ребенком, — задумайтесь, как надо вести себя с людьми. Да, я считаю лицемерием, когда люди сюсюкают со всеми детьми вокруг: что-то с алкоголиком на вокзале никто не сюсюкает, а он ведь тоже чей-то «деть», и его тоже, наверное, целовали в попу и носили на руках всю ночь, когда у него лезли зубки…
Мне кажется, что нам всем нужно вспомнить себя в детстве и подумать, чего бы мы сами хотели в возрасте наших детей. И тогда легко будет понять, что проявлять больше любви в общении со своими детьми — это не больше каши и носочков, а больше уважения, понимания, ласки, свободы выбора и возможности быть самими собой.
Автор: Пасечник Тамила Александровна http://lib.komarovskiy.net/deti-tozhe-lyudi.html
|