Молодец в кафтане, девка в сарафанеКак важно знать историю, традиции и культуру своего народа. Неотъемлемой частью русской культуры является традиционный национальный костюм, который всегда имел и имеет свой особый колорит, красочность и неповторимость.
Именно с целью изучения истории русского костюма в музее Кузьмы Минина состоялась фольклорно – этнографическая экскурсия «Молодец в кафтане, девка в сарафане» для учащихся школы №3. Где ребята не только познакомились с историей костюма, народными песнями и гуляниями, но и сами примерили на себя традиционную русскую одежду. Что же повлияло на создание нашего национального костюма?
Русский народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. Также особое влияние на создание костюма оказали: географическое положение, климат, хозяйственный уклад и основные занятия на Руси. Учёные считают, что русский национальный костюм появился примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла смена русского костюма на европейский. Только крестьянам было разрешено ношение национальной одежды.
Основным отличием русского костюма всегда была многослойность, богатство отделки и простой или слегка расклешенный силуэт. Цвета в основном были яркими и радостными. При всём обилии различной одежды, на Руси было два основных типа женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками и различными узорными вставками. Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка для богатых шилась из дорогих, плотных тканей: бархата и парчи.
Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой.
В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд. Рабочая одежда была похожа на повседневную. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной. Существовала также обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны и в церковь.
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.
Большой интерес представляет и мужской национальный костюм. Русский мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой и нешироких штанов из холста. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком.
Порты (штаны) шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, плотно облегающими ноги, без карманов, завязывали их на поясе шнурком или верёвкой. Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканого сукна, окрашенного в синий цвет. Пояса у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. До того, как в моду вошли карманы, к поясу привешивали гребешок и кисет. Поверх рубахи парни и богатые молодые мужчины носили суконные или полубархатные жилеты с атласной, сатиновой спинкой.
Следует отметить, что силуэт мужского крестьянского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал фигуру. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые под животом, чтобы подчеркнуть дородность и солидность. Пояс играл существенную роль при совершении различных обрядов, например на свадьбах — ими соединяли руки молодых.
Верхние одежды были обычно единообразны для мужчин и женщин. Шили ее, в зависимости от сезона, из холста, сукна домашнего изготовления или меха. Летом, весной и осенью, отправляясь в дальнюю дорогу, надевали кафтаны. Шили кафтан из домотканого сукна, обычно темно-коричневого цвета. Праздничные кафтаны оформляли по краю цветной тесьмой, бархатом, пуговицами, вышивкой, цветными нитями. Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, сшитые, как правило, мехом внутрь. Шубы шили из дубленных овчин, окрашенных в желтый и черный цвет.
Особенность и неповторимый колорит русского народного костюма находит отражение и в современном мире, наши и зарубежные модельеры применяют традиции русского костюма в нарядах своих коллекций. Но и это не главное. Очень важно каждому человеку знать свои истоки, свои корни. Именно принадлежность к вековым традициям даёт нам чувство защищённости и значимости на земле.
Старший научный сотрудник Балахнинского музейного историко-художественного комплекса Васильева О.А.
|