Студент КФУ из Балахны стал лауреатом международного конкурса медиапедагоговСтудент третьего курса Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Вячеслав Иванчук завоевал второе место VI международного конкурса образовательных программ среди медиапедагогов «ImPRO». Ему покорилась номинация «Руководители школьных и молодежных средств массовой информации» и был отдан приз зрительских симпатий.
А еще Вячеславу дали почетную грамоту Союза журналистов Челябинской области «За эффективную работу в сфере медиаобразования и повышения медиаграмотности среди молодежи». Как только студент вернулся в Казань, корреспондент портала КФУ взял у него небольшое интервью.
- Вячеслав, как ты узнал об этом конкурсе?
- В марте этого года я был в Челябинске на фестивале молодежных СМИ «Юнга». Его организаторы предложили мне принять участие в конкурсе в качестве медиапедагога. Но желания участвовать не было: думал, что затеряюсь среди профессионалов. Летом, во время работы на профильной смене в лагере «Дзержинец» Нижегородской области, я подумал, что попробовать можно и отправил заявку даже раньше, чем оргкомитет начал их принимать.
- Какой проект ты представил на «ImPRO».
- Он называется «Студия детского телевидения #ДзержинецТВ», начался летом 2016 года. За 21 день этой теперь уже ежегодной летней профильной смены в лагере дети постигают основы телевизионного мастерства и создают свои телепрограммы. Сначала желающих было мало: ко мне на занятия пришли только те, кто меня знал лично по мастер-классам, которые я проводил до этого. За полторы недели мы сделали 15-минутную программу «ДзержинецТВ» и опубликовали ее на портале города Балахны Нижегородской области (я сам оттуда родом). И нас заметили: второй выпуск делал коллектив побольше. В лагере я работал в качестве «играющего тренера»: утром давал мастер-классы, а затем – практика. Делали по нескольку сюжетов в день. На фестиваль «ImPRO» в Челябинск я представил два выпуска этой программы.
- В чем цель вашего проекта?
- Я хочу, чтобы эти ребята стали профессиональными тележурналистами. Многие из них готовятся к поступлению на журфак, имея свои медиапроекты. Хочу отметить творческий рост моих воспитанников. Заинтересовавшись телевидением год назад, минувшим летом они уже готовились к открытию нашей смены: придумали свои рубрики для передачи, сами предложили имена региональных тележурналистов, чьи мастер-классы хотели бы посетить. Вот еще что важно: они уже «загорелись» участием в фестивалях. Думаю, потому, что за год мы одержали несколько побед в творческих конкурсах разного уровня. В итоге, представленная в Челябинске образовательная программа прошла в очный этап с максимальным количеством баллов от жюри.
- И вот она – защита проекта. Каковы впечатления от нее?
- Волновался. Как только вошел в зал, увидел соперников. Думаю, что так можно употребить. Конечно, они меня гораздо старше, опытнее. И приехал парень двадцати лет. Атмосфера, конечно, напряженная. Я со всеми педагогами-участниками конкурса уже знаком по фестивалю «Юнга+», но ни один из них со мной не поздоровался. И только уже потом, в процессе конкурсных выступлений, атмосфера стала дружеской. Подходили друг к другу, интересовались новыми успехами и взаимодействием с воспитанниками.
Самым сложным было не просто представить проект, но и провести 15-минутный медиаурок перед местными школьниками, специально приглашенными на конкурс. Когда ехал в Челябинск, думал, как за такое короткое время можно что-то объяснить детям? Но на самом деле все оказалось проще. Как только вышел к трибуне, во мне проснулся педагог. Я представил на суд школьников и жюри короткую творческую игру «вы – редактор». Моя задача была в том, чтобы объяснить детям, что есть журналисты, а есть «пиарщики». В начале я разделил ребят на 4 группы, каждая из которых представляла редакцию районного
СМИ: кому-то выпало представлять «редакцию» печатного СМИ, вторым – телередакцию, третьим – радио, четвертой группе предстояло наполнит содержанием сайт муниципалитета. Затем я предложил всем шесть одинаковых инфоповодов. Задача школьников – выбрать только три, которые они бы опубликовали в своем СМИ с обоснованием решения.
После того, как «редакции» представили свои варианты, я объяснил им, что журналистика – это не столько любить власть, сколько видеть социальные проблемы, поддерживать обездоленных, простых людей. То есть, у ребят была возможность выбрать выгодные для местной власти темы, а можно встать на сторону простого человека и задать неудобные местной власти вопросы. Я показал юным журналистам, что у них есть два пути: подружиться с властью и освещать только выгодные ей события, то есть стать ее «пиарщиком», а можно стараться показать правду. К моему удивлению, среди ребят не оказалось «пиарщиков». Объяснять пришлось быстро, едва ли не на пальцах, ведь на все у меня было пятнадцать минут.
На самом деле, я не совсем все успел дать. Например, не раскрыл темы и не обсудил то, что выбрали школьники. Скажем, один из информационных поводов: в вашем районе согласилась выступить Леди Гага. Можно представить эту новость как сенсацию, а можно задаваться вопросом, а за чей счет она приезжает, и останутся ли сохраненными деньги налогоплательщиков? Еще пример: администрация района объявила о скором повышении цен в школьных столовых. Этот факт можно осветить по-разному. С одной стороны, объяснить всю необходимость повышения цен и тем самым встать на сторону власти. С другой стороны, удорожание питания – запуск руки в карман родителей. Чью позицию примет журналист, исходя из того, что основная ценность нашей профессии – объективное изложение фактуры?
- Сложно ли было выступать?
- Не сложно. Организаторы конкурса сначала предложили выступить тем, кто не смог приехать в Челябинск и был на связи по скайпу. Я видел, как им было трудно разговорить детей. Поэтому тоже думал, что пойдет все не так, как запланировал. Да и ребят было жалко, они два часа уже занимались с медиапедагогами через интернет. И вот объявляют мой урок. Напрямую (без технических новшеств) заниматься гораздо легче. Здесь и реакция быстрее, и личный контакт, тем более я почти одного возраста с ними – ребята учатся в 10-11 классах.
- А почему ты представил именно эту игру?
- Я посоветовался со своим педагогом в университете. Почему бы и нет? Это, можно сказать, проходило в игровой форме, дети сами думали, принимали решения. Мне было очень интересно, какие они темы бы взяли. И что самое удивительное, только одна «редакция» включила в свою «повестку дня» отличную от трех других коллективов тему. В остальном у всех мнение совпало.
- Итогом конкурса ты удовлетворен?
- Честно, нет. Я понимаю, что многие к этому несколько лет идут, а я тут решил с первого раза победу взять. Просто я не привык проигрывать. Конечно, второе место в международном конкурсе – хорошо, но можно было лучше. Если бы, конечно, провел гораздо качественнее медиаурок, разобрал все, то мог и победить. Не знаю, буду ли снова пробовать участвовать в этом конкурсе. Но это, как обычно, выяснится перед самой подачей заявок.
Роман Баканов, фото автора
|