Павел Пряников: Сначала умерла деревня, теперь умирают ПГТ и маленькие райцентрыПавел Пряников: Сначала умерла деревня, теперь умирают ПГТ и маленькие райцентры, далее дойдёт до удалённых от агломераций городов
Интересный рассказ о жизни в карельском моногороде Надвоицы (http://www.fontanka.ru/longreads/mainer/). РУСАЛ Дерипаски на небольшом заводе там собирается майнить биткоин (20 майнеров завезёт из Питера). А кругом – русская безнадёга. Население 12 тысяч, на заводе Дерипаски заняты только 200 человек. Основная работа – охранять две окрестные зоны. Средние зарплаты по городу 15 тысяч, из которых 6-7 тыс. уходит на ЖКХ (т.е. на жизнь остаётся 150 долларов). Работа никакая у людей не клеится: пробовали в городе производить радиаторы, так из 100 штук 99 были бракованными. Разучились работать. Бросили. Бюджет города был 32 млн. руб., сейчас 17 млн. Решили создать особую экономическую зону, так никто туда не пришёл – нет в округе квалифицированных работников. Нет и врачей в больнице. Проще и правда этим людям платить вэлфер.
оригинал – https://www.facebook.com/ppryanikov/posts/1743398415705210
К вчерашнему посту про умирающий карельский городок Надвоицы. Тут надо понимать, что это закономерная тенденция. Кто бы ни был у власти – 5-й срок Путина, Навальный, “чикагский мальчик-неолиберал” или даже социал-демократ Грудинин – умирание малых городов останется тенденцией. Просто сейчас происходит неизбежная трансформация искусственного расселения России.
Сначала умерла деревня, теперь умирают ПГТ и маленькие райцентры, далее дойдёт до удалённых от агломераций городов до 100 тысяч населения. Страна скукоживается до нескольких агломераций и территорий, вписанных в глобализацию (т.е. производящих что-то на экспорт с высокой маржей). У нынешней (и будущей) России нет денег (да и людей) на содержание такого огромного пространства. И это вовсе не потому, что “всё плохо”, а это тренд для всех больших сырьевых стран с полуколониальным прошлым: Мексика, Австралия, Канада, Бразилия и т.п. Везде люди там в основном расселяются а)у моря б)в главной, исторически сложившейся полуколониальной агломерации (Мехико, Торонто, Москва).
Так и в России. Сколько бы ни принималось каких-то ФЦП, “дальневосточнного гектара”, программ по рождаемости, тренд на будущее – люди продолжат стекаться из малых городов в мегаполисы и туда, где есть деньги; рождаемость останется низкой (она даже на Северном Кавказе падает пока до величин около 2 детей на женщину). Попытки искусственно оживить глубинку ни к чему не приведут – там просто уже нет квалифицированной рабочей силы для предприятий и крупных проектов. Выживут немногие, кто спохватится и проведёт какое-то региональное брендирование, да ещё с какими-то уникальными промыслами. Но таких будут единицы.
Молодёжь не хочет там жить на зарплаты по 10-20 тыс. руб. (150-300 евро) и в архаичной среде. Сейчас пока самые активные работают вахтовым методом, но постепенно всё больше людей из этой среды будет насовсем покидать малую родину. В итоге при жизни одного поколения Московская агломерация разрастётся до 40 млн. человек (сам Московский регион с 25-30 млн. и окрестности с 10-15 млн. – когда они будут соединены скоростными поездами со столицей; в итоге агломерация будет радиусом 150-250 км, захватит областные центры – Тверь, Рязань, Калугу, Тулу и т.д.). Неизбежно вырастет и питерская агломерация – главный логистический хаб России – миллионов до 15. И с нынешних малых величин вырастет южная агломерация Ростов-Анапа-Туапсе-Сочи (с глубиной проникновения от моря до 100 км) – тоже миллионов до 15. Вот на эти три агломерации будет приходиться 50-60% населения РФ (примерно как в Австралии или Канаде). Выживет и разовьётся Уральская агломерация. Наверняка прибавит агломерация Владивосток-Находка (если это не сделают россияне, то сделают корейцы и японцы). Выживет наш пояс реднеков – Черноземье, которое станет регионом латифундий, производящих на экспорт сельхоз-сырьё.
А глубинка на протяжении жизни того же одного поколения (20-25 лет) сама потихоньку вымрет. В итоге, если там есть что-то ценное (например, лес), будет осваиваться вахтовым методом. Или будет заселена чудаками-трапперами (как на Аляске примерно). Ну а задача любой власти – это дать там достойно дожить людям на вэлфере, а тем, кто хочет уехать – помочь это сделать (как это делают сейчас крупные сырьевые компании, перемещающие своих работников из северных городов в пригодные для жизни места в европейской части России).
оригинал – https://www.facebook.com/ppryanikov/posts/1744027482308970
автор – Павел Пряников
|