Рекомендации гражданам: как не стать жертвой мошенников?
Часто граждане, особенно в силу преклонного возраста, доверчивы и порой наивны. На это и рассчитывают нечестные на руку люди, которые проникают в квартиры под различными предлогами. После визитов многие отдают свои последние сбережения за некачественные товары или услуги.
Ассортимент товаров и услуг, реализуемых такими способами широк – косметическая продукция, медицинские приборы, пылесосы, БАДы, фильтры для очистки воды, посуда, замена и поверка приборов учета и др.
Нередко продавцы берут на себя роль представителей органов государственной власти, используя фальшивые удостоверения и апеллируя тем, что пенсионер попал под действие некой государственной программы адресной помощи.
Чтобы обезопасить себя, близких и не оказаться жертвой мошенников, Роспотребнадзор рекомендует придерживаться нескольких правил: 1. Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называть данные банковской карты: пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты). 2. Если Вы получили СМС-сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру! Чтобы узнать обо всех операциях, перезвоните по номеру, указанному на ВАШЕЙ банковской карточке, сходите в банк лично и проверьте баланс через банкомат/онлайн-банк. 3. Если Вам дают заполнить анкету или опросный лист - внимательно изучите их содержание, а своих пожилых или, наоборот, слишком юных родственников и знакомых предупредите, что прежде чем что-либо подписать, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием и связаться с Вами. 4. С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз. С осторожностью посещайте бесплатные демонстрации косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.) с настойчивыми рекомендациями «местного» врача, презентации косметики с «исключительными» свойствами. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора.
Внимательно изучите документы, не подписывайте, не прочитав и не поняв предварительно их содержание.
Прежде, чем приобрести товар или услугу следует: - продумать вопрос о необходимости покупки; - ознакомиться с инструкцией; - внимательно изучить все имеющиеся у продавца документы; - потребовать от распространителя демонстрации его работы; - проконсультироваться с сотрудниками компетентных организаций; - посоветоваться с родными и близкими.
Помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
Если Вы или Ваши близкие всё же подписали договор с недобросовестными продавцами или исполнителями услуг, то следует помнить, что за защитой своих прав Вы можете обратиться в Роспотребнадзор.
Самое главное - не только рассказать пожилым людям и юному поколению о способах мошенничества и мерах предосторожности, но и оказать поддержку. Пусть Ваши близкие не стесняются звонить Вам в подобных ситуациях. Будьте всегда на связи.
Горячая линия по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8 800-100-29-26
Сегодня пластиковые карты стали привычным способом расплачиваться за товары и услуги, «хранилищем» денег. Каждый банк-эмитент принимает серьёзные меры для защиты своих карт, однако мошенничества с пластиковыми «кредитками» набираю обороты.
В 2019 году продолжается значительный рост хищений денежных средств с банковских карт клиентов под видом сотрудников банков путем получения их реквизитов по телефону. Большая часть происходит из-за невнимательности и излишней доверчивости владельцев карт.
Жертвами мошенников с банковскими картами становятся люди совершенно разных возрастов из-за беспечности, что способствует переводу мошенникам средств со своих карт.
Мошенниками, в основном, используется следующая схема обмана: - злоумышленник звонит потенциальной жертве мошенничества и представляется сотрудником службы безопасности банка; - если потерпевший идёт на контакт с псевдоспециалистом финансово-кредитного учреждения, мошенник, получает от граждан сведения о номере банковской карты, код CVV (3 цифры на обратной стороне карты), а также пароли, приходящие в SMS-подтверждений; - воспользовавшись указанными данными, обманщики через Интернет-сервисы похищают денежные средства со счетов владельца карты.
После завершения этого процесса злоумышленники многоходовыми комбинациями переводят похищенные денежные средства через интернет-сервисы, электронные платежные системы, на карты иностранных граждан и получают их в своё распоряжение.
Руководством банков предпринимается ряд действенных мер, направленных на предотвращения подобных преступлений: - рассылка СМС- сообщений клиентам с предупреждениями о возможных попытках подобных мошеннических действий со стороны сторонних лиц, - распространение профилактических памяток в общественных местах, в Интернете, в учреждениях, организациях, в жилом секторе, - беседы с клиентами, особенно пожилого возраста, которые пытаются снять или перевести крупные суммы денежных средства в отделениях банков.
Однако, граждане продолжают попадаться на уловки мошенников и теряют свои сбережения. Отдел МВД России по Балахнинскому району напоминает о соблюдении мер имущественной безопасности при совершении операций с банковскими картами.
Для того чтобы не стать жертвой обманщиков и защитить свои деньги, помните: сотрудники банка НИКОГДА не спрашивают полные реквизиты карты и пароли. Если звонящий Вам человек запрашивает их – это 100% мошенник.
В случае поступления звонка от сотрудников банка, в которой Вы оформили пластиковую карту, перезвоните в официальный кол-центр банка самостоятельно.
Следует учитывать, что современнее технологии позволяют «камуфлировать» номер, с которого звонят или рассылают сообщения мошенники. В результате у потенциальной жертвы на экране телеона отражается «короткий» номер банка, или набор цифр, схожий с номером официального кол-центра.
НИКОГДА не перезванивайте на номер, который продиктовал Вам звонящий - используйте номера, указанные на карте или официальном сайте организации и уточните по какому вопросу к Вам обращался их специалист.
Как поступить, если Вы всё же стали жертвой мошенников: - необходимо заблокировать операции по счёту карты; - сообщить о произошедшем в полицию.
Отдел МВД России по Балахнинскому району Тел. 8(83144) 69452
|