Старинное украшение БалахныВ жаркий летний день юные исследователи Центра внешкольной работы отправились на экскурсию в Спасскую церковь. От особняка купца I гильдии А.О. Класса прошли они по площади Советской (бывшей Соборной), через улицу Кузнецкую на улицу Туполева (бывшая Плесянка), к храму Спаса Нерукотворного Образа.
И вот, среди одноэтажных деревенских домиков показались купола величественной Спасской церкви, расположенной на берегу Волги. Этот храм поистине является украшением Балахны. Строительство церкви началось в XVII веке, когда в городе процветали разнообразные народные промыслы: солеварение, судостроение, изготовление изразцов и кирпичей.
В сотной грамоте 1620 года указано, что на Никитской улице была деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с пределом Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом с этой церковью один прихожанин, купец гостиной сотни Григорий Ефремович Добрынин, по благословению Святейшего Патриарха Московского Иоасафа II построил каменную церковь с трапезою без придела в память об отце и брате, умерших во время моровой язвы.
Церковь была построена 8 сентября 1668 года и украшена Г.Е. Добрыниным богаче других балахнинских церквей. В ней были резные золоченые царские врата, серебряные сосуды, оклады икон, дорогие ризы, пояса с жемчугом и прочее. Неповторимой особенностью интерьера Спасской церкви являлись отделенные из ее внутреннего пространства небольшие квадратные помещения в юго-западном и северо-западном углах. Они соединялись с трапезной открытыми проемами в западной стене храма, а для освещения их были устроены небольшие окна сбоку от южного и северного порталов.
После пожара 1680 года в храме были проведены восстановительные работы. В 1702-1704 годах церковь была покрыта немецким железом. На главах уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, украшенная поливными изразцами с узорами в виде диковинных птиц, вазонов с цветами и богатых плодов.
Устроитель святой обители Г.Е. Добрынин впоследствии был похоронен рядом с храмом. На месте деревянной Введенской церкви, в 1681 году купец Лоушкин построил каменную одноглавую в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 1830 году по случаю свирепствующей страшной холеры, священнослужители Спасской и Введенской церквей с прихожанами прошли с крестным ходом с иконой Городецкого Феодоровского мужского монастыря. После усердных молитв, холера прекратилась.
Как пишет известный балахнинский архивист Ж.Д. Кувшинова: «Жизнь Спасского прихода шла своим чередом до 1917 года. После декрета 23 января 1918 года об отделении церкви от государства, все церковное имущество было объявлено национальным достоянием и стало принадлежать государству». Храм был разграблен, а в 1926 году значительно пострадал от наводнения.
6 марта 1926 года Спасская церковь была закрыта. После наводнения храму был необходим капитальный ремонт, денег у прихожан не было. Церковь была передана Балахнинскому научно-краеведческому археологическому обществу для создания в ней музея. Председатель общества В.Н. Кириллов просил помощи у местной власти для восстановления храма. Но ему было отказано.
В 1930-1932 годах власти неоднократно пытались добиться от вышестоящих органов разрушения храма. Но у них ничего не вышло. Сложно сейчас представить наш город без Спасской церкви! Слава Богу, разрушить храм не удалось, и он радует всех добрых людей и по сей день. Благодаря В.Н. Кириллову сохранилась летопись Спасской церкви, из которой мы узнали историю создания этого архитектурного шедевра.
Восстановление храма было проведено только в 1957-1962 годах. Реставрационные работы проводились под руководством архитектора С.Л. Агафонова. Но даже после реставрации храм использовался какое-то время как складское помещение.
Церковные службы в храме Спаса Нерукотворного Образа возобновлены только в 1995 году. И сейчас он не перестает удивлять своей уникальной красотой. Ряды кокошников, возвышающие основную часть храма, алтарные апсиды, лаконично завершающие алтарное пространство, декорированные рельефные окна, украшенные жгутовидными изразцовыми нитями, - все это создает поистине необыкновенное впечатление!
После экскурсии в Спасскую церковь юные исследователи занялись изучением балахнинских изразцов. В музее Кузьмы Минина ребята составляли традиционные изразцовые рисунки и пытались вылепить из пластилина диковинных птиц и вазоны с цветами.
Старший научный сотрудник Васильева О.А.
|