Чуть помедленнее, «Техтрансстрой»!![](https://b.radikal.ru/b01/1907/ef/f8a53bcfeb22.jpg)
Любой ценой – несмотря ни на бурное сопротивление туземцев, ни на доводы ряда серьезных экспертов, - заказчики и проектировщики Нижегородского гидроузла спешат завершить разработку документации. Глава Росморречфлота заявил, например, недавно, что готовый проект поступит на Госэкспертизу уже в июле. Однако трагические события в Иркутской области могут внести свои коррективы в эти планы: они наглядно показывают, к чему может привести такая спешка, не говоря уже о косяках в проектировании. На днях выяснилось, что в «убойных» потоках, хлынувших на Тулун, виновата не только стихия. Там прорвало гидротехническое сооружение, которое было построено с ошибками в 2008 году и которое, как заверили тогда власти, «простоит как минимум 100 лет».
До недавнего времени казалось, что противники гидроузла вот-вот одолеют лоббистов и добьются безоговорочного закрытия проекта. Во-первых, общественные обсуждения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) прошли весной достаточно бурно. Масла в огонь, признаться, подливал и сам проектировщик, который не мог толком сказать, какие участки будут затоплены/подтоплены, а какие нет. В итоге правительство региона потребовало доработать материалы ОВОС и вынести их на повторное общественное обсуждение.
Во-вторых, были проведены многочисленные пикеты и два митинга, плюс петиция против строительства, набравшая более 100 тысяч подписей, плюс нескончаемый поток писем Владимиру Владимировичу…
В-третьих, появился альтернативный вариант решения проблемы судоходства – строительство третьей нитки шлюзов и изменение режима стока Горьковской ГЭС. Предложил этот вариант доктор технически наук Владимир Кривошей. «Минтрансовские» ученые ведут с ним ожесточенные споры, но проверить этот вариант на жизнеспособность можно лишь, выделив деньги на его проработку.
В-четвертых, два научных совета РАН отказались признать проект гидроузла целесообразным.
Против плотины приводилось и приводится множество аргументов. Это риски загрязнения воды и распространения инфекций, уничтожение ихтиофауны (тут даже Генпрокуратура подключилась), подтопление домовладений и предприятий, уничтожение памятника природы «Городецкая Дубрава» и краснокнижных птиц… Риск прорыва нового гидротехнического сооружения (а это прямая угроза безопасности Нижнего Новгорода, рядом с которым хотят построить плотину) если и озвучивался, то как-то слабо.
За плотину – как изначально, так и сейчас, - только два аргумента: надо решить проблему судоходства и надо освоить выделенные из бюджета РФ деньги (около миллиарда на проект и 43 млрд на строительство).
Так вот, поскольку общественное сопротивление было довольно сильным, а тут еще и областное правительство потребовало новой оценки вреда, да и научная поддержка довольно зыбкая, у проектировщиков появился серьезный риск нарушить контракт и не освоить бюджетный миллиард. А это уже не понравилось заказчику, то есть Минтрансу. В результате премьер Дмитрий Медведев поручил утвердить проект до 16 сентября.
С тех пор началась активная контратака лоббистов плотины. Они начали заявлять, что научное сообщество на их стороне, что альтернативный вариант не выдерживает критики и что проект поступит на государственную экспертизу уже в июле.
Ну а слушания по ОВОС – когда-нибудь потом проведем, когда проект уже изменить нельзя будет.
Областное правительство, чувствуя общественное сопротивление, испытывает в то же время давление со стороны заказчиков гидроузла. Этим объясняется слегка двойственное поведение местных чиновников. Они заявляют, что ни природа, ни люди пострадать не должны, - и при этом пытаются подправить статус Городецкой дубравы «под плотину». С другой стороны, «общественники» заявили о недопустимости такой корректировки – и чиновники сохранили статус памятника, усложнив задачу проектировщикам. При этом в вопросе выделения участка под нужды строительства гидроузла они навстречу жителям не пошли. Несмотря на «протестные» публичные слушания, на «земельной» комиссии принято решение сменить зонирование куска так, как хотят лоббисты проекта.
Таким образом, заказчик и проектировщик плотины вполне могут победить в этой бешеной гонке. А вот проиграть в ней – причем серьезно так проиграть – рискуют нижегородцы. Как именно проигрывают жители в таких случаях – можно понять, изучив свежие иркутские события и их предысторию.
А предыстория такова.
В 2008 году в городе Тулун Иркутской области построили новую защитную дамбу вдоль реки Ия, освоив около 60 млн рублей. Одна из очевидных ошибок проекта состояла в том, что критическая высота подтопления этого сооружения – всего 7 метров, тогда как в предыдущие годы уровень при наводнениях был больше. Так, в 1984 году уровень достигал 12 метров. Были, видимо, и другие косяки, но все это не помешало проекту пройти Госэкспертизу.
На открытии дамбы власти заявили: «Выполнение всех этих гидротехнических работ позволит исключить на 100 лет, не меньше, паводки в Тулуне. Это – цель, которая поставлена федеральной программой».
Чиновники малость ошиблись с прогнозом: сооружение продержалось 11 лет вместо 100. 28 июня этого года оно не выдержало напора и разрушилось. Тулун оказался практически полностью затоплен. Он и без всякой дамбы был бы, конечно, затоплен, но это происходило бы медленно, а время играет в таких инцидентах роковую роль.
Позже журналисты выяснили, что чиновники не сдали в срок декларацию безопасности по данному сооружению.
А теперь, не проводя особых параллелей, присмотримся к проектировщику Нижегородского низконапорного гидроузла. Это самарская фирма «Техтрансстрой», у которой отсутствует опыт проектирования подобных объектов. Допуска СРО по некоторым видам работ у нее тоже нет. Более того, изначально у нее не было, грубо говоря, необходимых денег: «Техтрансстрой» не смог внести достаточную сумму, чтобы обеспечить контракт. Это серьезное нарушение, за которое договоренности обычно аннулируются – тем не менее, заказчик закрыл на это глаза.
Да, и декларации безопасности для объекта проектировщик, насколько мы знаем, не сделал, - и неизвестно, собирается ли он ее делать вообще. Между тем, последние события так или иначе напоминают о том, что проектируемый гидроузел – объект опасный: это, если что, дополнительный напор воды непосредственно перед областным центром.
И при этом всём, не имея допусков и достаточного опыта, проектировщик сегодня включил четвертую скорость. Представляете, что и как они там дочертят?
![](https://c.radikal.ru/c37/1907/8c/bd66b447a433.jpg)
Источник: https://www.zercalo.org/articles/20023-chut-pomedlennee-tekhtransstroj
|