Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормыПо материалам книги «Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы»
Книга написана на основании 20-летних исследований автора, проведенных ею в пяти десятках стран. Автор разбирает поведенческие модели и различные социальные установки, выясняя, как они формируются и почему их появление обоснованно.
Как классовые различия сказываются на воспитании детей
В чем причина сильных культурных различий между людьми, связанными сегодня друг с другом технически, как никогда ранее? Почему одно общество максимально либерально, тогда как в другом царят жесткие социальные нормы? Результаты опытов показывают, что классовые различия проявляются в удивительно раннем возрасте. Но почему? Подробные ответы можно найти в книге Мишель Гельфанд «Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы»
Такие разные дети
Оказывается, что социализация детей из разных классов общества происходит совершенно по-разному. То, как это происходит в рабочем классе, психологи называют «строгой» или «узкой» социализацией, а в высшем сословии — «нестрогой» или «широкой».
Первым это различие описал социолог Мелвин Кон в книге «Класс и соответствие ему», опубликованной в году. Он опрашивал родителей о том, какие черты характера они считают критически важными для своих детей.
Родители из низшего сословия подчеркивали важность конформности — они хотели, чтобы их дети были послушными и опрятными. Родители из высшего сословия желали своим детям самостоятельности — то есть быть независимыми.
Наказания за проступки
Кроме того, Кон выявил разительный контраст в отношении к наказаниям за проступки. Родители из низшего сословия наказывали детей за непослушание и поступки с негативными последствиями, вне зависимости от того, умышленные они или случайные. Напротив, в семьях высшего сословия родители не только были в принципе менее склонны наказывать детей, но и решали вопрос о применении наказания исходя из наличия умысла в поступке ребенка.
Что изменилось сегодня
Современные исследования показали, что родители из низшего сословия чаще говорят об обязанности своих детей твердо соблюдать установленные правила, чаще отслеживают их поступки и чаще прибегают к наказаниям для исправления плохого поведения.
Родители не просто дают зонтики своим детям, отправляя их в школу в дождливый день, — они снабжают отпрысков психологическим инструментарием, который, по их мнению, пригодится для достижения успехов во взрослой жизни.
Зная, что их детям придется существовать в мире, полном социальных угроз (и работать там, где у них будет мало свободы выбора), родители из низших сословий стараются помочь им стать успешными и упирают на важность конформизма. Как-никак, за несоблюдение рабочей процедуры можно поплатиться увольнением или серьезным увечьем.
Какие еще есть различия?
К жизни в жестком или более свободном мире детей готовят не только родительские взгляды. Жизненный уклад домохозяйства, неписаные правила общения и школьный опыт — каждый из этих трех важных факторов подкрепляет различия между высшим и низшим сословиями.
Школы, где ученики преимущественно из семей низшего сословия, больше похожи на армию с ее акцентом на соблюдении уставов и подчинении,
тогда как
школы для высших сословий напоминают сравнительно свободные университеты.
С самого раннего возраста жизнь детей низшего и высшего сословий начинает различаться — и по ценностям, внушаемым их родителями, и по манере речи, и по домашнему и школьному укладам. Эти культурные различия оказывают глубокое влияние на то, как эти дети будут вести себя, став взрослыми.
https://www.alpinabook.ru/catalog/book-551021/
|