История города: Троицкий некрополь
Троицкий некрополь – первое городское кладбище в Балахне, появившееся при церкви в честь Святой Живоначальной Троицы, построенной в 1784 году. Церковь – памятник федерального значения, которому в этом году исполняется 235 лет.
Интересное исследование по истории Троицкой городской кладбищенской церкви провела старейший балахнинский краевед З.Л. Баташева. Вот что она представила для публикации в редакцию «РБ».
10 октября 1912г. Благочинному первого округа Балахнинского уезда был представлен список о захоронениях на городском кладбище. В списке были еще пять имен, приписанных от руки. Самой последней под цифрами 396 была запись такого содержания: «Латухины Петр и Семен Ивановичи – балахнинские купцы 1-й гильдии, похоронены под колокольней на БГК, строители колокольни». (БГК – Балахнинское городское кладбище).
Латухины – знаменитая фамилия в истории Балахны. Петр Латухин – крупнейший солепромышленник и солеторговец, бургомистр Балахны, глава магистрата. Он – человек властный, жесткий, сумевший нажить огромное состояние на солеварении. Семен – скорее всего его брат. Но почему в списке упоминается только о двух Латухиных? – задает вопрос Зоя Логиновна Баташева, ставя под сомнение документ: «Ученые говорят, что доверять припискам от руки нельзя».
Тут же наш исследователь приводит интересный факт. В далеком 1889 году в Балахну приезжал известный писатель и журналист В.Г. Короленко, работавший не один год в нижегородских архивах. Владимир Галактионович входил в состав Нижегородской архивной губернской комиссии. На основании исторических документов он написал три очерка по истории Балахны ХVIII века. Это «К истории отживших учреждений», «Отголоски политических переворотов в уездном городе» и «Колечко». В первом очерке Короленко рассказал о Петре Латухине, о его 30-летнем правлении в Балахне. Поэтому приезжая в Балахну, писатель уже знал, что Латухины похоронены на городском кладбище под колокольней.
Короленко пользовался архивными материалами, которых у нас нет. Причем он написал очерк «Поездка в Балахну», который не был опубликован, рукопись находится в Москве, в библиотеке им. В.И. Ленина. Это наверняка интересный материал по истории нашего города.
А теперь почитаем, что пишет известный балахнинский краевед В.И. Рукавишников: «В 1889 году Короленко приезжал в Балахну во время весеннего разлива, осматривает остатки солеварни, посещает кладбище, разыскивает могилы Латухиных под колокольней».
Время шло, в 1935-36 годах колокольня была разрушена, и спустя несколько десятков лет трудно сказать, где же она стояла. Но сохранилась старая фотография Троицкой церкви. На ней видно, что колокольня стояла у входа в церковь по левую сторону, и церковь с колокольней составляла прекрасный архитектурный ансамбль.
Копия списка, представленного балахнинскому благочинному более ста лет назад, недавно была передана в редакцию «РБ», и у нас сесть возможность познакомиться с уникальным документом воочию. Называется он «Список лиц разного сословия, погребенных на Балахнинском городском кладбище с точным обозначением надгробных надписей, сохранившихся на могилах» (71). Документ подписан служителями Троицкой кладбищенской церкви г. Балахны – священником Александром Павловским и псаломщиком Иваном Богоявленским. Рапорт подан благочинному 1 округа Балахны уездному протоиерею Сергею Михайловичу Гноринскому. Число 71 указывает на число имен захороненных. Всего же в списке 55 порядковых номеров, после каждого из которых следует фамилия с одним или несколькими именами родственников. Запись также содержит годы жизни или только дату смерти человека, иногда ее час, не всегда возраст и должность погребенного, вид памятника и эпитафию на нем.
Список составлен не в алфавитном порядке, но упорядоченность в нем просматривается. Первые десять номеров – с 341 по 350, относятся к служителям городских церквей. Перечень начинается со священника Христорождественской церкви Михаила Семеновича Болеславского, упокоившегося в возрасте 70 лет 18 августа 1892г.
На Троицком кладбище нашла свое последнее пристанище большая семья священников Полетаевых – пятеро взрослых и восемь детей, причем нам известны даты смерти всего лишь двоих из 13 человек: священника Александра – 1864г. и священника Покровской церкви Алексия Дмитриевича – 1903г. Упокоились здесь и трое Розановых: в 1910г. – священник Троицкой церкви Александр Дмитриевич, в 1889г. – чтец Квинтилиан Африкантович, 67лет, и его жена Евпраксия на 42 году жизни.
В списке – титулярные советники, например, Павел Иванович Вишневский, скончавшийся 24 апреля 1889г. Есть в списке действительные статские советники: Петр Андреевич Александров, умерший 5 января 1910г., Александр Иосифович Добронравов с женой Верой Васильевной. Много купеческих фамилий. Среди них известный судостроитель Николай Яковлевич Канатов (27 апреля 1799г. – 12 июля 1882г.), в списке указаны его возраст – 82 года и 42 дня – и эпитафия.
Потомки Канатовых – известные волжские речники, участники Великой Отечественной войны. В честь ее героя Матвея Андреевича Канатова назван сухогруз «Капитан Канатов».
Только с последней датой жизни внесены в перечень купцы Гавриил Павлович Рукавишников, похороненный в возрасте 47 лет 4 июня 1880г., Иван Семенович Рябов (27 марта 1896г., 82 г.) и его жена Елизавета Ивановна (6 апреля 1899г., на 82 г.), очевидно, их сын Федор Иванович Рябов (16 июня 1910г.).
Ничего не сказано о занятии и сословной принадлежности Плотниковых – Алексее Степановиче и Петре Алексеевиче. Плотниковы – известная в Балахне династия судостроителей. Из списка мы узнаем, что первый упокоился под железным крестом, о нем есть только запись «52л. 7м.», а у другого - лишь последняя дата «0.3.08. 1872».
Перечислены также воинские чины и их жены, медицинские работники, учителя, мещане.
Список дает представление и о памятниках, установленных на кладбище. Они были выполнены из разных материалов, кроме дерева, и разных форм. Так, купцу Петру Ивановичу Щепетильникову был установлен мраморный памятник с датой «22.06.1906, 56л. 10м.». Мраморный памятник в виде столба поставлен почетному гражданину Мирону Григорьевичу Микишеву с датами «17.08.1787 – 19.01.1849». Мраморный крест с цифрами «08.10.1834 – 29.02.1892» был воздвигнут на могиле земского врача Генриха (Андрея) Эдуардовича Жирара.
Каменный памятник стоял на могиле Натальи Евграфовны Славницкой с записью «29.02.1864». Каменные гробницы были у балахнинских мещан Щуровых Ивана Александровича и Александра Ивановича. Каменный памятник в виде аналоя был установлен выше упомянутой чете Розановых.
Чугунная плита лежала на могиле подполковницы, жены балахнинского городничего Марии Антоновны Сидамоновой, урожденной Горенцовой, с датами «23.10.1806 – 02.04.1855, на 49г.». Возвышался чугунный памятник дьякону Андрею Петровичу Любскому с датой «07.12.1897».
Железный крест с датой «8.06.1906» напоминал о Николае Павловиче Ридозубове. Возможно, он потомок династии Редозубовых – балахнинских мещан, купцов, торговцев и промышленников, о которой сообщает справочник М.В. Карташовой «Известные балахнинцы».
Интересны эпитафии, приведенные в списке. Их немного. Некоторые витиеватые, некоторые очень лаконичные, но все наполнены философскими размышлениями о бренности земной жизни и глубочайшим почтением к усопшему. Мы публикуем их без правок, как было в тексте списка. Так, балахнинскому купцу Николаю Николаевичу Нестерову на мраморном памятнике без дат было высечено: «Богом верно был назначен Вечный здесь тебе покой, Прости, но что же, разве вечно Должны расстаться мы с тобой. В тот час увидимся, конечно, Когда предстанем пред судьей. Покойся миром, дорогой, В благоухании тени. Когда жизнь пройдет моя земная, То и меня к себе прими».
Отставному унтер-офицеру Петру Ивановичу Иванову, ушедшему в мир иной 31 октября 1889г. в возрасте 73 лет, посвящены следующие слова: «О незабвенный наш родитель, Ты спишь в земле сырой, Сокрыл тебя Творец и Промыслитель, И мы ляжем с тобой. Ни слышишь ты ни стона, ни рыданья у могилы плачущих детей. Прости ж! до сладкого свиданья не можем слез осушить мы из текущих очей. Прохожий! Ты идешь, но ляжешь так, как я. Сорви цветок, сорви былинку и вспомни о судьбе. Присядь и отдохни на камне у меня, Я дома, ты в гостях – подумай о себе!!»
Дьякону Вознесенского собора Александру Радонежскому, воссоединившемуся с Творцом в 50-летнем возрасте в 5 часов вечера 1890г., составлено краткое обращение потомков: «Мир праху твоему, добрый примерный отец». Лучшие качества своего родителя подчеркнули в эпитафии близкие почившего 27 апреля 1870г. титулярного советника Ивана Федоровича Поздеева: «Он на земле был правды другом, Для чести жизни не щадил, Был добрым искренним супругом, Семью и детей своих любил».
Похоже, что авторами незамысловатой эпитафии титулярному советнику Евграфу Павловичу Розову, почившему в 69 лет 5 декабря 1903г., были его друзья: «Приидите все други, помолитесь и помяните».
Еще в начале 90-х годов ХХ столетия многие из упомянутых надгробий можно было увидеть воочию. Так, Елизавета Васильевна Тимина рассказала, что в 1996 году ее семья видела мраморный памятник с датой захоронения 1711г., то есть времен Петра Великого.
Краевед Инна Александровна Кочетова посещала могилы своих родных, супругов Комлевых, надгробная плита из белого мрамора которых лежала напротив входа в саму церковь. Несколько лет назад плита исчезла.
Семья Канатовых ухаживает на кладбище за могилой своих предков, на которой есть памятник Н.Я. Канатову с эпитафией: «В волнах Волги он ходил на розшивах, бечевами, бурлаками, берегами, парусами, скромной жизнью и трудами. В помине он остался у многих, кормил люду много он. Прощай, дед, ангел мой, в будущем увидимся с тобой».
Старший научный сотрудник Балахнинского музейного комплекса О.А. Васильева часто проводит экскурсии для школьников и взрослых по храмам Балахны и начинает их с Троицкой церкви и ее некрополя. Здесь она рассказывает об ушедшем поколении, составившем славу и гордость Балахны. Ольга Александровна считает: «Именно в столь памятном месте, более осознанно формируется понятие Родины и ближе становится ее прошлое, глубже ощущается ответственность за будущее.
Ведь, как сказал Г. Гейне: «Под каждой могильной плитой – мировая история». А В.А. Сухомлинский называл кладбище человеческой святыней и стражем человеческой совести. Он призывал ходить туда, даже если никто не похоронен из твоих близких, чтобы научиться беречь в сердце мудрость и славу предков.
Не должно быть забытых могил. Мы зачастую, жалея своих детей, не берем их на кладбище, чтобы навести порядок на могилах наших предков. Думаем, что вырастут и тогда придут нам помогать, но мы глубоко ошибаемся. Если с детства не приучать детей, вряд ли они, взрослея, будут сохранять память о прошлом. Поэтому важно вместе с детьми участвовать в восстановлении храмов, наводить порядок на могилах наших предков, ведь так восстанавливается и наша душа. И тогда мы можем быть спокойными за наше будущее.
Н. ЕВГЕНЬЕВА
|