ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева: к решению проблемы судоходства на Волге нужно подходить комплексно и всесторонне
Уже не первый год крупнейшая река России страдает от обмеления, что чревато проблемами федерального масштаба. Считается, что исправить ситуацию поможет возведение на Волге Нижегородского низконапорного гидроузла (ННГу). Однако реализация этого проекта несет определенные риски. К такому выводу пришли во Всероссийском научно-исследовательском институте гидротехники им. Веденеева (ВНИИГ). Институт подготовил анализ проекта строительства низконапорного гидроузла, указав на опасность его реализации в предлагаемом сегодня виде. После этого случилось то, чего никто не ожидал: вместо внесения корректировок в проект, результаты исследования ВНИИГ подверглись жесткой критике – сторонники возведения ННГу упрекнули институт за необоснованные выводы и поверхностность исследований. Ясность в сложившуюся ситуацию внес Роман Николаевич Орищук, генеральный директор АО "ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева" Роман Николаевич, у специалистов ВНИИГ к проекту Нижегородского низконапорного гидроузла много замечаний. Можете рассказать про них? – ВНИИГ выполнил комплексный полноценный всесторонний анализ предлагаемого варианта обеспечения судоходства путем строительства ННГу. На основании исследований и расчетов мы пришли к выводу, что реализация этого проекта в том виде, в котором это предлагается сегодня, несет социальные, экологические и техногенные риски. В частности, если проект строительства ННГу будет реализован, любой паводок обеспеченностью 10% и выше будет приводить к более высокому затоплению территории на участке от Городца до створа ННГу, чем в сегодняшних условиях. Отсутствие мероприятий по защите территории от затопления и подтопления в зоне притоков Волги приведет к увеличению затапливаемых и подтапливаемых территорий. Кроме того, расчеты и решения, которые представлены в проекте, приняты с отклонением от существующих нормативных документов. Проект не проходил экологическую экспертизу, оценки экологического воздействия в нем занижены. – Есть ли у ВНИИГ предложения, как можно решить проблему судоходства? – Считаю, что к решению этой проблемы нужно подходить комплексно и всесторонне, внимательно рассмотрев и изучив различные варианты ее решения. Предложенный проект ННГу в том виде, в котором он есть сейчас, – это вариант с самой большой стоимостью и с самыми серьезными экологическими последствиями. В проекте ННГу не было рассмотрено альтернативных вариантов решения проблемы судоходства, поэтому ВНИИГ рассмотрел, научно обосновал и предложил альтернативные варианты, уже без указанных рисков. Эти варианты прошли предварительную предпроектную проработку, определена стоимость их реализации и сроки. Предложенные ВНИИГ альтернативные варианты существенно сократят стоимость и сроки реализации проекта и, что наиболее важно, позволят не ухудшить экологическую обстановку на самой прилегающей территории. При этом с точки зрения судоходства суммарная пропускная способность будет выше относительно предполагаемого в проекте ННГу. Все необходимые материалы были переданы заказчику в лице АО "Нижегородский водоканал". – Может ли реализации вашего альтернативного варианта гарантироваться устойчивость плотины Нижегородской ГЭС? – Когда ВНИИГ работал над альтернативными вариантами, мы выполнили расчеты устойчивости напорного фронта Нижегородской ГЭС по двум самым современным методикам. Мы пошли на это дублирование, чтобы быть на 100% уверенными в результатах. При этом диапазон напоров был расширен: напор на сооружении до 20,0 м (что минимум на 2 м превышает наблюдавшиеся за последние 60 лет), отметка УНБ – 64,0 м. Даже в расширенном диапазоне напоров устойчивость сооружений обеспечивается с необходимым по действующим нормативным документам запасом. – Ваш анализ вызвал много споров. Сторонники возведения ННГу критикуют институт, называя ваши исследования поверхностными. – По факту, научно-проектные материалы ВНИИГ были переданы не независимым экспертам, а непосредственным разработчикам проекта ННГу, которые, не отвечая на замечания ВНИИГ, стали поверхностно критиковать саму работу института, что говорит о том, что ответов на замечания и выявленные риски у разработчиков проекта нет. – Какой вы видите выход из сложившейся ситуации? – Считаю, что необходимо приостановить реализацию предложенного проекта ННГу, внести необходимые изменения в проектную документацию, привести ее в соответствие с действующими нормативными документами и отправить на экологическую экспертизу. При этом мы настаиваем на рассмотрении альтернативных вариантов решения проблемы судоходства. Нужно провести более глубокую сопоставительную оценку альтернативных вариантов с точки зрения стоимости строительства, сроков строительства и возможных экологических последствий, с учетом эксплуатационных затрат. На основе проведенного всестороннего анализа и детального сопоставления альтернативных вариантов можно будет принять окончательное решение.
Источник: https://www.advis.ru/
|