Рассказал: Модератор в 12:46 19.06.2020| В Балахне и Нижегородской области | Вернуться к новостям
Балахнинская узкоколейка. Продолжение
Вячеслав Казаков продолжает рассказывать про Балахнинскую узкоколейку. Начало тут >>>
Серьёзное развитие Балахнинско-Шуйская сеть узкоколейных железных дорог получила в 1920-е годы в связи со строительством Нижегородской государственной районной электростанции, основным топливом которой являлся торф. В 1928 году было образовано Чернораменское транспортное управление, которое управляло сетью УЖД вплоть до начала 1990-х годов.
Первоначально основным тяговым подвижным составом были паровозы. В 1960-х годах на УЖД работали тепловозы ТУ4 и ТУ5, позднее стали поступать тепловозы ТУ7, ТУ6А, ТУ8. Пиком развития стали 1970-е годы. Чернораменское транспортное управление обслуживало несколько торфопредприятий, суммарная протяжённость «Балахнинско-Шуйской сети узкоколейных железных дорог» составляла свыше 300 километров.
Основным перевозимым грузом был торф, однако перевозились и другие грузы, в том числе лес и песок, добытый в Бурцевском песчаном карьере. На большинстве линий УЖД существовало пассажирское движение. Основной маршрут ЧТУ: Балахна-Сортировочная - Сергеевка (Гидроторф) - Лисья Грива - Истомино - Долгое - Зайково - Пройма - Мухлово - Голышево (Чистое) - Осинки - Луполово - Демидово - Мугреево - Водокачка - Талицы - Большое (96км).
После перевода Горьковской ГРЭС с торфа на другие виды топлива объём перевозок торфа сократился до минимума. Началась быстрое сокращение протяжённости сети. В числе потребителей торфа оставались котельные посёлков и сельскохозяйственные предприятия. К началу 90-х перевозки торфа сократились до минимума, однако пассажирское движение еще сохранялось. В 1992-93 годах курсировали поезда «Балахна - Чистое» и «Балахна - Большое» с 4-5 пассажирскими вагонами, грузового движения практически не было. В 1996 году поезд «Балахна - Талицы» ходил 2 раза в неделю. В 1997-1999 годах проведена разборка пути.
На фото:
Паровозная комсомольско-молодежная бригада ЧТУ И.Ф. Лузгина
Тепловоз ТУ4 на перевозке торфа
Автомобиль ЗиМ на железнодорожном ходу. Был переделан на железнодорожный ход в мастерских Чернораменского транспортного управления. Использовался до начала 90-х, перевозя начальство по сети ведомственных дорог. Индекс Н обозначает «начальник железной дороги».
Был в Чернораменском транспортном управлении и свой Герой - Валентин Петрович Максаров. В 1943 году он работал помощником машиниста паровоза, затем (с 1964 года) – машинистом тепловоза. Неоднократно отмечался благодарностями, премиями и Почётными грамотами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по развитию торфяной промышленности был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Поделиться записью в соцсетях:Уважаемые читатели! Еще больше новостей в наших социальных сетях, подписывайтесь:
Добавить комментарий:
Писать можно анонимно, войдя, как гость, так и авторизовавшись в любой поддерживаемой соцсети. Можно удалять свои комментарии, оценивать материал, ставить "лайки", аватарки, следить за ответами и т.д. Подробности смотрите в своем профиле. Просим выражать мнение культурно. Комментарии, содержащие мат, оскорбления, призывы к нарушению законов, могут быть удалены без объяснения причин.
Комментарии для сайта Cackle