С юбилеем!
Сегодня, 1 августа, свой юбилей празднует Лидия Фёдоровна Васильева – известная кружевница Балахны, чьим трудом и нежными руками воссоздавался изысканный узор балахнинского многопарного кружева.
Для культурного бэкграунда нашего города Лидия Фёдоровна до сих пор проводит серьёзную научную работу по воссозданию древнего кружевного промысла. Помимо кропотливой практической части по реконструированию балахнинского кружевного рисунка, последующего выплетения произведения, Лидия Фёдоровна также выступает теоретиком, анализируя тематические статьи, архивные материалы и участвуя в издании книг по балахнинскому кружеву.
Феномен возникновения кружева бытует где-то на периферии всемирной истории, но мы всё же можем сказать, что в близкой к современной форме кружево выплетается в Европе в XV-XVI вв., а право называться его родиной делят между собой Италия, Франция и Бельгия. Знаменитые венецианские кружева изначально были просты – они выплетались узкими полосками с геометрическим орнаментом, к примеру, «ретичелла» - игольное кружево XV в., которое сеточкой вплеталось в фрагмент холста.
С ростом популярности кружева, усложнялись и его узоры: уже пышные цветы, листья, животные и даже люди нивелировали незатейливую геометрию, появлялась история, сюжет! Хлопковые и льняные нити использовали для гипюра, а шёлк, золотые и серебряные нити - для коклюшечных кружев. Так, кружево проплеталось по Европе, возникая даже в скромных её уголках. Искусство плетения кружев так ценилось, что правительства запрещали мастерицам брать на обучение иностранок и даже покидать родные города, чтобы не выдать секрет.
В Балахну кружевоплетение пришло примерно в XVIII в., при чём с очевидной претенциозностью – особенностью балахнинского кружева является многопарная техника плетения, применяется большое количество (доходящее до 300 пар) коклюшек, также балахнинское кружево цельноплётное, то есть произведение выплетается целиком, а не сцепляется, как это делают, например, в Вологде. Так создавался «балахонский манер», своеобразие которого зиждется в лёгкости тюлевых решёток, с выплетенными на них пышными букетами цветов и гроздьями винограда. Кстати, именно известные во всём мире балахнинские «виноградные» косынки соперничали с бельгийскими кружевами из Брабанта.
К 1915 г. балахнинское кружевоплетение почти исчезло, ветхими стали его нити, память о нём начала угасать. Молодых мастериц, желающих постигать тонкое искусство и передавать знания будущим поколениям, было всё меньше, также в тот год была закрыта балахнинская школа кружевниц.
Спустя почти 50 лет из художественного училища г. Советска Кировской области, с отделения кружевоплетения выходит красивая, талантливая выпускница Лидия Васильева. За время обучения она выделялась изысканным чувством стиля, художественной композиции и завидным трудолюбием. По её рисунку выплеталась дипломная работа всей группы – трёхметровый занавес. После прохождения практики Лидию Фёдоровну и её подругу-однокурсницу Г.В. Антипову направляют в Балахну для возрождения кружевоплетения.
Так, они вместе начинали работать над реконструкцией промыслового памятника в филиале Городецкой строчевышивальной фабрики в цеху кружевоплетения, тогда он располагался в районе ЦКК, там Лидия и Галина выплетали мерное кружево для обрамления одежды и домашнего текстиля. Вскоре Лидию Фёдоровну назначили художественным руководителем и технологом по кружевоплетению. Она начала вести научную работу по поиску и анализу архивных материалов по теме, разрабатывала сложнейшие технические рисунки и, разумеется, проплетала изделия самостоятельно.
Л.Ф. Васильева брала персональные уроки у известной балахнинской кружевницы В.И. Быковой, вместе они изучали сколки (технические рабочие рисунки кружева), обсуждали особенности плетения балахнинского многопарного кружева. Так, балахнинское кружевоплетение подобно фениксу возрождалось на историческом и культурном ландшафте.
Лидия Фёдоровна продолжала разрабатывать новые вариации кружева на «балахонский манер» и выплетала выставочные сложные изделия, которые неоднократно удостаивались премий различного уровня. Так, 1985 г. на ВДНХ за льняной кружевной жилет «Сказка» Лидия Фёдоровна была отмечена бронзовой медалью.
В 1988 г. балахнинские кружевницы создали творческую группу под руководством Лидии Фёдоровны. В тандеме и по отдельности они выплетали шарфы, косынки и другие изделия в технике балахнинского многопарного кружева.
В 1994 г. Лидия Фёдоровна решила передавать свои знания и опыт молодому поколению – она устроилась в специальную коррекционную школу VIII вида. Там по своей авторской программе, которую приняли в Нижегородском институте развития образования, они обучала юных кружевниц. Ученицы Л.Ф. Васильевой участвовали в различных конкурсах, выставках и фестивалях, занимали призовые места.
В 2007 г. Лидия Фёдоровна была награждена грамотой Министерства образования РФ. Кружева авторства Л.Ф. Васильевой экспонируются на различных вернисажах Нижнего Новгорода и других городов России. В 2021 г. выступила соавтором книги «Балахнинский кружевной промысел», презентация которой состоялась 1 апреля в балахнинском музее «Дом Плотникова».
В этот раз я бы хотела подготовить более личный материал и высказаться как внучка Лидии Фёдоровны.
Дорогая бабушка, поздравляю тебя с юбилеем! Ты являешь собой пример чуткости, нежности, заботы, понимания. Ты показала мне, что искусство простирается и на быт, на жизнь в целом. Я благодарна за каждый наш день и восхищаюсь тобой как профессионалом своего дела, фотографом, поэтом, любителем природы и нашей бабушкой!
ЩЕЛМАНОВА Дарья, внучка-декабрист
|