Напоминание о величии былом… О, Борис и Глеб, святые страстотерпцы, Вам дана Христом святая благодать Умягчать молитвой каменное сердце И пред Господом за падших умолять… И. Морозов
Много храмов и монастырей построено в России в честь святых братьев Бориса и Глеба, первых русских святых. Исполнены они были великим духом смирения и кротости, любви и мудрости.
Святые благоверные князья Борис и Глеб (в святом крещении — Роман и Давид) были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Воспитанные в христианском благочестии, они посвятили свою жизнь служению Богу. С ранних лет братья отличались душевной добротой и милосердием, подражая примеру святых угодников Божиих. Во времена княжеских междоусобиц начала XI века, после смерти их отца были убиты старшим братом Святополком. Святые страстотерпцы Борис и Глеб издавна являются покровителями земли русской. Известно, что святой благоверный князь Александр Невский всегда молился перед сражением страстотерпцам, и святые помогали одержать победу в битве.
В Балахне в память святых братьев Бориса и Глеба в 1722 году была построена каменная, трёхпрестольная церковь: центральный освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый — во имя святого Иоанна Предтечи, левый — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Как пишет архимандрит Макарий:
«… в XVI - начале XVII столетия под крепостью, в 16 саженях от неё, подле пруда, на правой от него стороне, была деревянная церковь Бориса и Глеба, при ней особо тёплая Флора и Лавра. В 1610 году обе они сожжены. В 1618 году церковь Бориса и Глеба с приделом Флора и Лавра была построена вновь. В половине XVII столетия пристроили новую церковь Бориса и Глеба с приделами Собора Иоанна Предтечи, но она сгорела в конце XVII столетия. По храмозданной грамоте митрополита Стефана Яворского в 1701 году начали строить каменную церковь, но окончили её уже в 1722 году, когда она и освящена игуменом Паисием 28 октября».
Писцовая книга г. Балахны за 1674-1676 гг. сохранила описание церковного убранства храма во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, свидетельствующее о богатстве и благолепии святой обители. «Да образ Божия Милосердия две Двери Царския, Деисус, Праздники и Пророки писаны на краске, да образ Торжества Пресвятыя Богородицы обложен серебром басемным, венцы и цаты резные и гладкие, в венцах 6 каменей да прикладу копейка золочёная. Образ Иоанна Предтечи на краске, венец и цата басемние, Образ Пресвятыя Царица в киоте, Образ Одигитрии Пресвятыя Богородицы и образ Вход в Иерусалим в киоте. Образ Жен Мироносиц на золоте и на краске, у Спасова образа цата резные. Образ Одигитрии Пресвятые Богородицы в киоте, образ Иоанна Богослова осмелистовой в киоте, венец и цата. Образ Пречистыя Богородицы Владимирския — венец басенной, цата гладкая. Образ Рождества Пресвятыя Богородицы пятилистовый в киоте обложен серебром басемным, венцы и цаты резные да перед местными образами две свечи. Местные образа писаны ровными красками, да перед Деисусом паникадила медныя невелики. На престоле образ Пречистые Богородицы Одигитрии, венец и цата басемныя, Евангелие печатное. Евангелисты басемные, крест напрестольный обложен серебром басемным. Сосуды церковные оловянные, воздухи и покровы дорогильные, три кадила медных. Две двери севернее писаны на краске, да книг Евангелие толковое, воскресное Апостол, два Октоиха, две Триоди Постныя да Цветныя, пролог на весь год. Святцы, тропари и кондаки, два часослова, каноника, два служебника, 12 миней, Ефрем печатные, ризы дорогилныя, две ризы полотняныя».
Архитектура храма была весьма примечательна: четверик, завершённый двумя убывающими по ширине восьмёриками, с трёхчастным алтарем и двухпридельной трапезной. Восьмигранная столпообразная колокольня с девятью колоколами, завершённая куполом под шпилем, была богато декорирована изразцами и построена в стиле Петровского барокко, характерного для архитектуры начала XVIII века.
В 1722 году при церкви было 50 дворов, в 1748 г. — 36 дворов. По данным клировой ведомости за 1782 год: «… в церкви служил священником иерей Данила Иванов, 52 года, его жена Наталья Федорова, 50 лет. Дьячок Степан Данилов, холост, 19 лет. За 1784 год — по штату причта положено 1 священнику, 1 диакону, 1 дьячку и 1 пономарю. Священник Афанасий Андреев, 30 лет. В приходе 36 дворов. В 1785 году в составе притча были: иерей Гаврило Федоров, 56 лет, и дьячок Григорий Михайлов, 5З года. 3а 1790 год сообщалось, что церковь земли, сенных покосов, кроме селитебной не имела. При ней служили: священник Гаврила Федоров, 61 год, женат. Один пономарь. В приходе было 37 дворов».
В документах XVIII – начала XIX вв. часто встречаются названия Борисоглебской и Богородице-Рождественской церквей, как отдельных, но близстоящих. Храмов действительно было два.
«… 24 февраля 1791 года прошло разделение населения Балахны и ближайших деревень по церковным приходам. К церкви Рождества Пресвятой Богородицы было назначено 30 дворов. Сверх того, в деревне Харенка 6 дворов, в Горшихе ещё 3 двора. Итого, в приходе стало 39 дворов. И это были для церкви последние события. После которых она сгорела и приход был присоединён к Борисоглебскому. В приходе Борисоглебской церкви после объединения стало 166 душ мужского пола и 203 женского».
В 1803 году к каменной церкви во имя святых князей Бориса и Глеба с левой стороны был пристроен придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1805 году освящён. В 1832 году название главного престола и левого придела поменяли местами. Левый придел стал называться во имя Бориса и Глеба, а центральный холодный стал называться во имя Рождества Богородицы.
К сожалению, клировые ведомости и другие архивные документы до Советской власти часто писали на оба наименования, хотя штат причта и приход был один и тот же.
За время к Богородице-Рождественской (Борисоглебской) церкви был присоединён приход Покровского мужского монастыря. Ежегодно 8 сентября к церкви из Вознесенского собора бывал крестный ход.
Из клировой ведомости церкви Рождества Богородицы за 1832 год мы узнаем: «…по штату причта в это время служили 4 человека: священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у церковнослужителей были собственные. У священника даже два: один на церковной земле, а другой на покупной земле. У диакона и дьячка на церковной, у пономаря на крепостной городской земле. Священником церкви тогда был Алексей Степанович Солнцев. Посвящён в священника был февраля 7 дня 1819 года в Балахну в Борисоглебскую церковь. 1827 года был определён депутатом по четвёртому округу Балахнинского уезда и в 1830 году был избран. В семействе у него жена Екатерина Николаева, 34 лет, у них сыновья: Александр, 11 лет, обучался в семинарии, Павел, 7 лет, при отце обучается словесному письму и дочь Глафира, 1 год».
В 1848 году в Рождественско-Богородицкой церкви провели опись всему церковному имуществу. Из материалов описи: «… 3емли при означенной церкви, состоящей под церковью, домами церковнослужителей и погостом всего 1702 кв. сажени. Зданием церковь каменная одноглавая, построена из кирпича, выбелена желтой охрой, на церкви глава обита белым железом, крест железный, позолочен. Кровля на настоящей церкви и алтаря железная, покрашена зелёной краской. При церкви трапеза с двумя приделами, так же на этой кровле с алтарями покрыта железом и покрашена зеленой краской. На приделах поставлены две главы: одна по правую сторону, а другая по левую, обиты железом и покрашены желтой краской. Паперть под колокольней. Двери церковные с замками и запорами, одна железная решетчатая и две деревянные. Второй вход в настоящую церковь с левой стороны, дверь железная решетчатая с запором и замками. В церкви в приделах окна с оконницами и железными решётками.
При сей церкви колокольня каменная неотделённая, с куполом и шпилем. Купол покрыт железом покрашен зелёной краской, шпиль обит белым железом, на оном крест деревянный и обит железом, позолочен. На колокольне 9 колоколов. Во внутренности настоящая церковь пространствием в длину от восточной стены алтаря до западной двери 9 сажень, в ширину от южной до северной 3 сажени, в трапезе в ширину 7 и в три алтаря, в настоящей и два придельных. Пол в настоящей церкви — в алтаре и храме, в обоих придельных алтарях и трапезе выслан чугуном. Стены оштукатурены и выкрашены настоящей жёлтой краской с распискою, в алтаре зелёной. В придельных алтарях — розовой и внутри трапезы — зелёной. В церкви до 1832 года состоял храм во имя Благоверных князей Бориса и Глеба, который переименован во имя Рождества Богородицы».
Вплотную примыкая к участку, где стоял храм, во второй половине XIX века был построен величественный трёхэтажный особняк. В то время этот дом был самым высоким жилым зданием в Балахне. Устроителем его был Александр Алексеевич Плотников — купец 1-й гильдии, городской голова с 1861 по 1867 год, судостроитель, владелец лесопильного завода.
Александр Алексеевич и его семья были очень благочестивыми людьми. С 1857 по 1884 год Александр Алексеевич являлся старостой храма Рождества Богородицы, жертвовал средства на нужды церкви, покупку церковной утвари и икон. При этой церкви балахнинский благодетель и был похоронен в 1884 году.
Старший сын Александра Алексеевича Плотникова — Иван в 29 лет венчался в церкви Рождества Богородицы на 16-летней купеческой дочери Александре Ивановне Матюковой, и его семья числилась в списках прихожан церкви до 1923 года.
С августа месяца 1902 года церковным старостой храма стал купец Николай Дмитриевич Соколов. За своё усердие в помощи церкви Н.Д. Соколов награждён многими медалями. В 1906 году 15 марта ему преподобный архимандрит преподнёс благословение с грамотой. А 6 декабря 1907 года награждён серебряной медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.
Клировая ведомость за 1910 год напоминает, что «… построена церковь в 1722 году неизвестно кем. Зданием каменная с таковою же колокольнею в одной связи, крыша крыта железом, крепка и для молящихся вместительна. Утварью и церковной ризницей снабжена достаточно».
По архивным данным, в январе 1930 года в докладной записке президиума райисполкома в президиум Нижоисполкома говорилось, что Борисоглебская церковь мешает прямому уличному движению с Советской площади (ныне пл. Минина) на набережную. Состояние здания ветхое и ремонту не подлежит, а потому целесообразнее изъять церковь из пользования верующих и снести её. В феврале этого же года на заседаниях президиума Нижокрисполкома и крайисполкома ввиду ветхости здания и угрозы обрушения колокольни решено было в срочном порядке подвергнуть Борисоглебскую церковь сносу, а кирпич использовать на постройку школы. И это всё несмотря на то, что ранее здание церкви признавалось весьма интересным образцом архитектуры первой половины XVIII века и отнесено ко второй категории, то есть здание могло быть переоборудовано, а не снесено.
По акту от 6 февраля 1930 года имущество Борисоглебской церкви было передано горкоммунотделу, а община церкви перешла в находящийся рядом Покровский храм. Но окончательно Борисоглебскую церковь уничтожили в послевоенные годы, поскольку ещё в 1943 году в архиве встречается акт о проверке госфондовского имущества, в котором указано, что здание церкви занято воинскими частями.
Строительство кинотеатра «Восток» началось в 1954-1956 гг., и долгое время люди смотрели фильмы в месте, где раньше шли церковные службы и возносились молитвы. В двухтысячные годы здание кинотеатра уже не использовалось. В декабре 2016 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий подписал соглашение с администрацией Балахнинского муниципального района о восстановлении храма Рождества Богородицы.
Перед началом возведения Борисоглебской церкви по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия 15 декабря 2016 года состоялся соборный молебен, который совершил благочинный Балахнинского округа протоиерей Михаил Минюхин в сослужении наместника балахнинского Покровского мужского монастыря архимандрита Александра (Лукина) и других священнослужителей благочиния. На богослужении молились руководители района, волонтёры молодёжного православного движения «Общее дело», студенты, школьники и местные жители.
В этом году, 6 августа, в День святых благочестивых братьев Бориса и Глеба совершится молебен на месте разрушенного храма. Будем и мы молиться святым страстотерпцам за наше Отечество, за то, чтобы Господь даровал нам силу смиряться с жизненными обстоятельствами и любить друг друга настоящей Божией любовью, не озлобляясь и завидуя, а искренне прощая обидящих нас.
Старший научный сотрудник ВАСИЛЬЕВА О.А.
|