Наша защитница и заступница«Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых за нас молится Богу», – пел церковный хор кондак праздника Покрова Богородицы 14 октября – в день престольного праздника в старинном Покровском монастыре г. Балахны.
И был храм полным молящимися людьми с детьми, и солнце светило по-летнему. И была служба светлой, наполненной кротостью и смирением Хозяйки торжества, а с аналоя на нас смотрел украшенный белыми розами в изголовье Ее образ. Праздничную службу совершал иеромонах Благовещенского монастыря Иларион (Мокин). По завершении богослужения отец Иларион рассказал в проповеди историю праздника и призвал всех делать добро и служить людям от милосердия своего, а не в ожидании благодарности. А потом был крестный ход с пением акафиста Пресвятой Богородице и кроплением святой водой. Особенно отрадно было всем участникам шествия, что несут иконы Царицы Небесной и святых ученики воскресной школы и дети прихожан.
В 1164г. в ознаменование победы над стародавним врагом – Волжской Булгарией – был задуман князем Андреем Боголюбским новый, невиданный праздник Покровительства Божией Матери русской земле. В «Слове об установлении праздника» князь Андрей пишет: «Какое страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется Покров Твой, Преблагая». И установился праздник Покрова Божией Матери над Русью, который и сегодня – залог ее неодолимости против внешних и внутренних врагов.
А по богословскому толкованию, говоря о празднике Покрова, можно заметить единственную литургическую особенность. Если от отдания Успения (5 сентября) отсчитать 40 дней, как раз будет Покров. То есть Покров – «сороковины Богородицы», или, по аналогии с Вознесением Христовым (сороковой день после Пасхи), как бы срок «Вознесения Богородицы».
Потому и видит Ее Андрей Юродивый на «воздусе» – возносящейся. Но, как поется в тропаре, «во Успении мира не оставила еси». Эта неоставленность мира и свидетельствуется, и символизируется для нас иконой Покрова...
Смотрит с иконостаса Покровской церкви князь Владимир Красное Солнышко, крестивший Русь и построивший в Киеве первую Десятинную церковь во имя Успения Богородицы, на большую фреску – икону Покрова, изображенную на своде. Ее богословское иконописное прозрение идет от делания сына князя Владимира Ярослава Мудрого, призвавшего греческих мастеров на Русь, чтобы воздвигнуть в алтаре киевского Софийского собора Нерушимую Стену – знаменитый мозаичный образ Богородицы с воздетыми руками – Оранты, Молящейся.
«Бог посреди Нее – и не поколеблется», – такая пояснительная надпись мозаики. И параллель двух Андреев напрашивается сама собой. Подобно тому, как когда-то Богородица явилась Андрею Юродивому и показала ему, что будет Покровом и Покровительницей для православного Царьграда, так и теперь в Боголюбове явилась Она святому князю Андрею, обещая взять под Свой Покров Боголюбов и всю необъятную русскую землю. В стенах монастыря особенное ощущение времени: здесь сближаются, оживая, тысячелетия, века и годы, неотделимые от истории Православия и истории Отечества. Истории славной и непрекращающейся.
«Бог любит добродушный мир, – говорит святитель Филарет Московский, – и Бог благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большей частью надобно завоевать». Каждое воскресенье во главе с отцом Иларионом по завершении литургии прихожане служат Акафист Пресвятой Богородице о воинах, защищающих, как и прежде, землю нашу от иноверцев и расхитителей. «В нашем настоящем отражается наше прошлое, и наши предки прорастают сквозь нас», – пишет Захар Прилепин в своей книге «Все, что должно разрешиться…».
Фреска на западной стене храма, изображающая благословение игуменом обители воинов Народного ополчения 1612 года, актуальна на все времена… Старинный храм – это не только старое здание, это молитва неуходящая всех, кто когда-то молился в нем. И, поднимаясь по высокой лестнице в церковь, так легко вспомнить, что вот также поднимался в Покровский храм начавший служить в нем с осени 1908 года священник Петр Новосельский, расстрелянный в возрасте пятидесяти четырех лет 10 октября 1937 года в концлагере Карагандинской области и в августе 2000 года причисленный к лику святых Русской Церкви.
Есть в нашем городе человек, бережно изучающий и сохраняющий уже не одно десятилетие сведения о его жизни, письма дочерей, внуков и правнуков, фотографии… Этот человек – Ирина Геннадьевна Захарова, бывший научный сотрудник краеведческого музея, ранее располагавшегося в Покровской церкви.
«В 1992 году к нам в музей зашла пожилая женщина и поделилась воспоминанием о том, что раньше жила здесь. Оказалось, что в монастырской ограде стоял дом, где жил Петр Новосельский, – рассказала Ирина Геннадьевна, – а эта женщина – одна из его дочерей, Алевтина Петровна Спасская, супруга репрессированного и казненного священника Покровского храма Афанасия Спасского. С тех пор и началась наша исследовательская работа. Материалы об отце Петре постепенно набирались, но фотографии его не было. И вот в мае 2000 года в престольный праздник Никольского храма был молебен, который служил благочинный отец Геннадий Юшков с прихожанами храма Рождества Христова. После него, когда я стояла на крыльце, мне в слезах, но радостно, проходящая женщина сказала: «Вот бы отец Петр порадовался, что храм возвращается Церкви. У меня и фотография его есть, он из ссылки в Воронеже прислал». Не смогла я не попросить подарить фото для истории…».
С самого начала возрождения Покровского монастыря, в 2010 году игумен Александр (Лукин) установил стенд об истории обители у входа в Покровскую церковь. Есть на нем и эта фотография отца Петра, а в иконостасе – его икона…
Вот уже более десяти лет восстанавливается монастырь. Возвращено благолепие Покровской церкви и нижнему приделу церкви Никольской. На очереди – верхний, главный ее придел. Ведутся занятия во взрослой и детской воскресных школах, пекутся просфоры и выпечка, кормит трудников и прихожан трапезная. Для желающих узнать о богатой событиями истории монастыря проводятся экскурсии, и, как и прежде, обитель выполняет свое предназначение оказывать духовную помощь нуждающимся, жить традиционной тихой и молитвенной жизнью. Жизнью благословляющей и спасающей.
Подойду и ладонью, душою коснусь Кирпичей терпеливой святыни. Прошепчу: «Если можешь, прости, Боже, нас, Подожди, мы исправимся ныне». По столетним ступеням Вверх в храм поднимусь, На внимательный взор в тишине оглянусь И, робея за смелость, «Царю…» пропою, На прощение все же надеясь. Голос песни моей полетит к алтарю, Умножаясь таинственным эхом, Отмолить благодать, что сейчас соберу, Дай мне, Господи, время на это! Никольский храм, октябрь 2011г.
О. МУХИНА Фото автора
|