Клады земли Балахнинской Свои легенды и предания о таинственных кладах имеет наш край с богатой историей. Но настоящим кладом являются находки археологов.
Нижегородский край богат преданиями и легендами о ненайденных, таинственных кладах. Здесь было много купцов, в этих местах оставили свои следы многочисленные разбойничьи ватаги. Немало загадочных и жутких историй о кладах, которые были заговорены и не даются в руки. Балахнинский край тоже имеет свои легенды и истории о кладах, которые на протяжении веков притягивали кладоискателей всех мастей попытать счастья в раскопках.
УКРАДЕННОЕ ЗОЛОТО КУПЦА ОСОКИНА
Незадолго до смерти балахнинский купец Петр Игнатьевич Осокин отошел от горнозаводских дел, продал три своих завода и вернулся в Балахну. Чтобы не сидеть без дела, вложил вырученные от продажи заводов средства в хорошо знакомый хлебный бизнес. Но тут случилась беда. 10 мая 1771 года в Балахну на лодках приплыли «воровские» люди атамана Пугина с артиллерией и другим оружием и напали на дом Петра Игнатьевича, разграбили и подожгли его. В огне погибло много важных документов, из-за чего старого и больного Петра Игнатьевича хватил удар. Он утратил возможность передвигаться и 25 августа 1775 года скончался. От того пожара в Балахне сгорели 120 домов, в том числе дом купца Василия Игнатьевича Осокина – брата Петра Игнатьевича. Загорелся Никольский храм Покровского монастыря, сгорела паперть, иконостасы и прочее церковное имущество. Как описывает то время балахнинский краевед В.А. Угрюмов (на основе архивных исследований), именно тогда родилась легенда о якобы зарытом разбойниками кладе из украденного у Осокина золота.
ЗАКОЛДОВАННАЯ ГРИВА
Разбойники похитили много денег и драгоценностей, с которыми скрылись в лесах. Узнав, что на них готовится большая облава правительственных войск, они бросились бежать, предварительно зарыв свои награбленные богатства, среди которых находились драгоценности, похищенные у Осокина, в глубокие ямы на лесной гриве. Грива эта находилась в нескольких саженях от реки Пыры у села Козино, где она впадает в Волгу, посреди болот и топей.
В Жарской волости жил лесник Храмцов. Во время своих хождений по лесам он случайно зашел на гриву, рассказы о которой слышал не раз, и стал копать там землю. После нескольких часов работы ему удалось откопать немало ценных предметов – чаш и блюд, которые он продал с большой выгодой. Народное предание говорит, что попасть на эту гриву, где зарыт клад, было очень трудно. Но если раз кто-либо и попадал на нее, другой раз уже ни за что не находил туда дорогу. По рассказам Храмцов, возвращаясь с гривы, делал зарубки на деревьях, попадавшихся на пути, чтобы легче найти дорогу в следующий раз. Но затем сколько ни старался отыскать путь, ведущий к гриве, он не нашел ни одного дерева, на котором делал метки. Грива, как заколдованная, не подпускала к себе человека. Впоследствии, после Храмцова, этот клад долго искали все кому не лень, но так ничего и не нашли...
ЛЕГЕНДА О РЫЛОВСКОМ ХРАМЕ
В Жарской волости долго бытовала легенда о старинном кладе, который был зарыт в районе деревни Рылово еще во времена Смуты семнадцатого века.
В конце 80-х годов XIX века городецкий крестьянин, археолог-любитель Петр Данилович Дружкин проводил поиски легендарного камня-памятника Дмитрию Пожарскому в окрестностях деревни Юрино. Камень он тогда нашел, но интереса к нему не проявил, решив, что это подделка. Возвращаясь обратно, зашел в деревню Бабье. Жители деревни посоветовали ему поискать клад на Рыловой горе. Там якобы были похоронены польские паны, а с ними положили в могилу оружие разное, посуду серебряную и золотую, много денег. На вопрос «А почему сами-то клад не ищут?» Дружкину ответила молодая девушка: «Мой тятенька на это место ходил клад рыть – такой страх видел, что и теперь помнит и боится мимо проходить».
А ГДЕ ЖЕ РЫЛОВО?
Археолога это не остановило. Получив разрешение на раскопки у управляющего стекольным заводом Андрияна Дерюгина (земля принадлежала владельцу стеклозавода Лебедеву), Дружкин отправился на раскопки на курган Шихан. В провожатые взял местного жителя из сельца Черницыно. Это было воскресенье 26 апреля 1887 года.
Не доходя до кургана полверсты, проводник указал Дружкину на место, где когда-то стояла деревня Рылово. По его словам, деревни той нет уже давно, и только старики помнят о ее существовании. То есть в 1887 году деревни Рылово уже не было! Видимо, она сгорела в начале XIX века и возродилась лишь в более позднее время. Во время посещения этих мест археологом Дружкиным о деревне напоминал лишь заброшенный, но не высыхающий пруд.
НЕ ТРЕВОЖЬТЕ ПОКОЙ ДРЕВНИХ!
Придя на место, археолог заметил, что курган Шихан уже изрядно перекопан кладоискателями. Стали копать и Дружкин с провожатым. Но увы! Ни золота, ни серебра в кургане не оказалось. Откопали только человеческие кости. Финал раскопок был неожиданным и чрезвычайным. Воскресным теплым днем вдруг налетел штормовой ветер, а за ним зарядил проливной дождь со снегом! Раскопки пришлось прекратить, и неудачливые кладоискатели с трудом возвратились в деревню Бабье – ветер просто валил людей с ног!
Кстати, в этот же день ураган прошел и по Волге – затопило немало лодок, а пароходы в течение всего дня не выходили в рейсы. Может, это был знак, что не стоит тревожить древние захоронения? Как бы то ни было, но к раскопкам на кургане Дружкин больше не возвращался.
Эти легенды, являются лишь местным фольклором. Но в тоже время нельзя отрицать местную легенду: значит, была какая-то причина ее зарождения, не на пустом же месте она появились! Вот и ищут до сих пор любители сокровищ сундуки с золотом, да что-то никому они в руки не даются.
КЛАДЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Кого может осчастливить клад, спрятанный разбойниками или купцами? Только одинокого кладоискателя, зараженного вирусом потребления или просто страстью к поискам – это тоже зависимость, как табак или алкоголь. Хотя, честно говоря, счастья эти деньги или драгоценности никому не приносили. Но есть другие клады – археологические. У них ценность иная. Ведь благодаря этим находкам пишется история нашей Родины, нашего народа.
АРХЕОЛОГИ – «КЛАДОИСКАТЕЛИ ОТ НАУКИ»
Археологические раскопки начались в Балахне в конце XIX века, а в начале двадцатого на территории будущей НиГРЭС были обнаружены поселения каменного века. Было найдено множество предметов, изучив которые, ученые выделили особую культуру эпохи неолита (IV-III тыс. до. н.э.), ее так и назвали в честь местности – балахнинская. Тем самым археологи увековечили имя Балахны в истории. Благодаря им мы знаем, что древнейшие поселения человека на территории Балахнинской низины возникли в мезолите или среднем каменном веке (VII–VI тыс. до н.э.). Первая мезолитическая стоянка (Горшиха) на территории Балахны была открыта археологом Б.С. Жуковым в 1916 году. Известны также стоянки этого времени в районе поселка Большое Козино.
В советское и постсоветское время нижегородские археологи Т.В. Гусева, Н.Н. Грибов и И.О. Еремин предоставили для Балахнинского музея полные коллекции из предметов позднего Средневековья и Нового времени (XVI–XIX вв.), обнаруженных в результате раскопок, производившихся на территории Покровского монастыря и церкви Рождества Христова города Балахны в 1994-1995 годах.
Коллекции эти обширные и включают в себя множество индивидуальных предметов, в числе которых фрагменты керамических сосудов, кожаной обуви, металлопластики, нумизматические материалы. Особо следует отметить многочисленные фрагменты белокаменных надгробных плит XVI века, обнаруженные при раскопках и строительных работах на территории Покровского монастыря.
КОЛЛЕКЦИЯ ПРОШЕДШИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Сегодня в Балахнинском музее археологическая коллекция насчитывает 640 предметов и охватывает обширный временной период от эпохи мезолита (средний каменный век – VIII-VI тысячелетия до н.э.) до конца XIX века. Кроме древних орудий труда, здесь можно увидеть найденный при раскопках на территории Балахны серебряный перстень-печатку, датируемый первой половиной XVIII века. По мнению археологов, на судостроительных верфях Балахны таким перстнем в качестве штампа пользовался подрядчик, принимая работу мастеров-кораблестроителей. Еще один уникальный экспонат – костяная муфта со сверленым отверстием под рукоять, изготовленная из рога лося, в которую, видимо, вставлялся каменный топор. Интересны для зрителей челюсть мамонтенка, фрагменты костей шерстистого носорога и большерогого оленя и множество других экспонатов.
Вот это и есть настоящие клады Балахнинской земли. И каждый, кто интересуется историей своего края, может наблюдать эти бесценные находки, почувствовать неумолимый ход времени, прикоснувшись к далекому прошлому. Балахнинцам для этого достаточно выбрать удобное время и просто заглянуть в наш музей.
Подготовил А. СОЛОВЬЕВ Районная газета/ТВ "Рабочая Балахна"
|