Благословите, святые
Православный мир живет в лучах Воскресения-Пасхи всегда, а в Великий пост - особенно. Многие говеют, чаще ходят на службы в храм, исповедаются, причащаются, соборуются. Все в Церкви промыслительно: в святая святых – алтаре – на престоле семисвечник, символизирующий свет Божественной благодати, который дается людям через семь Таинств Церкви (Откр. 4:5).
Семь Таинств – это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Человек – существо духовно-телесное, и действие материальное через осязание всегда сочетается с действием благодати невидимой, духовной.
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», – молимся мы дома и на каждой Божественной литургии словами пятидесятого покаянного псалма царя и псалмопевца Давида. Очистить сердце и душу помогает Таинство Покаяния, а еще Таинство Соборования, называемого так с ХVI века. Потому что принято его было совершать собором из семи священников, ведь церковь православная - Соборная и Апостольская.
Правда, при необходимости Таинство может исполнять и один священник, действуя от лица полного собора, Таинство Елеосвящения было установлено Самим Иисусом Христом. Впоследствии эта власть врачевания души и тела была дана Спасителем Своим ученикам-апостолам и их преемникам – священникам.
Важно понимать, что в этом Таинстве человеку прощаются забытые или совершенные по неведению грехи, а не грехи, утаенные на исповеди. К сожалению, мы не способны заметить все свои проступки, а эти нераскаянные грехи повреждают душу, последствие же этого – телесные недуги. И в таком случае это предупреждение и призыв к покаянию.
Некоторые полагают, что Соборование совершается только над смертельно больным. Здесь налицо нерассудительное, беспечное отношение к собственной жизни. «Тело видимо – и беда его видима, душа невидима – и беда ее невидима. Тело тленно и смертно, и беда его кончится; душа нетленна и бессмертна – и беда ее конца не имеет, если здесь душа не избавится от этой беды», – говорит святитель Тихон Задонский.
В Таинстве Исповеди верующий человек очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения – от их последствий, получая исцеление от болезни телесной, душевной и укрепляясь в вере, перестает относиться легкомысленно к своей душе.
Во время продолжительных постов в храмах заранее назначаются дни, в которые желающие собороваться прихожане собираются для принятия Таинства. Если посмотреть в это время на пришедших людей, то немногие из них покажутся больными. Но верно то, что мы все чем-нибудь да болеем – кто нерадением и бесчувствием, кто унынием, кто раздражительностью и гневом. А кто из нас может сказать, что не обижал или его самого не обижали? Эти неосознаваемые грехи порождают тоску и безрадостность, а затаенная обида омрачает жизнь. Простить обидевших призывает нас Таинство, в котором простятся нам наши грехи.
В субботу 13 апреля – в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца – в Покровском монастыре в церкви Покрова Богородицы иеромонах Иларион совершил очередное Елеосвящение – Соборование. Когда-то довелось нам, паломникам из Балахны, Заволжья и Городца, в Великий пост собороваться в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, Тихона Задонского обители. Верующих было так много, что стояли мы в храме в три ряда, один овал поменьше был в четверике, а побольше – в трапезной части церкви. Таинство совершалось вечером, и запомнились навсегда эта горящая свечами в наших руках тройная цепь и ощущение общности ожидания милости Божией...
Чинопоследование Таинства Соборования содержит в начале призыв к покаянию, призыв-прошение о телесном исцелении, ведь истоком болезни является грех. «Владыко и Господи, даруй исцеление недугующему рабу Твоему, ущедри, помилуй много грешившего и прегрешений избави», – молится священник. И, продолжая совершать Таинство, о. Иларион возносит особые прошения об освящении елея и о соборующихся, призывая на нас благодать Святого Духа.
Мы слышим пение тропарей Господу, Богородице, святым, прославившимся даром исцеления: святителю Николаю, целителю Пантелеймону и всем святым бессребреникам. А далее следуют семь помазаний, каждому из которых предшествует чтение избранных мест из книг апостольских и Евангелия, и молитва «Отче святый, Врачу душ и телес наших... исцели и раба Твоего (имя)».
Батюшка крестообразно помазывает наши чело, щеки, уста, грудь, кисти рук с обеих сторон, и в каждом помазании на нас незримо действует милующая спасительная благодать Святого Духа. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает его, словно руку Самого Спасителя, на наши головы, а каждый произносит в это время свое имя.
Мы слышим еще несколько молитв, а потом о. Иларион благословляет каждого помолиться: «Благословите, святые, и простите нам грехи наши». По совершении Таинства иеромонах Иларион сказал: «Вот мы сейчас молились о прощении грехов. Иисус Христос говорил человеку после того, как его исцелял: «Иди и не греши больше». Грех входит в человека через глаза, уши, уста. Нужно это помнить, а то будет, как в притче. Ведь злой дух, как и страсть, называют человека домом своим, потому что живут в нем, как в своем доме.
По изгнании злого духа и страсти повелением Божиим из человека, сердце его делается чистым. Но если человек остается нерадивым и невнимательным к себе, то страсти снова возвращаются и с еще большей мощностью терзают его. И это для человека хуже первого. Святой Дух никогда не войдет в нечистую душу, поэтому святые говорят: «Имейте страх Божий». Ведите себя так, как призывает нас Бог. Завтра всем причащаться!»
Обнови нас, Господи, помажь и исцели елеем милости Твоей!
О. МУХИНА Фото автора
|