Балахна в начале XX века
В начале ХХ века Балахну посетил писатель-краевед Илья Федорович Тюменев. Наш город не произвел на него благоприятного впечатления. Единственными достопримечательностями Балахны, по мнению краеведа, были только несколько храмов, а в целом смотреть в городе было нечего.
ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ
Действительно, к началу XX века Балахна была заштатным уездным городком, ее лучшие времена остались в прошлом. К этому времени соледобыча, положившая начало Балахне как городу, полностью прекратилась, а мода на изразцы уже прошла. Как отголосок этого промысла продолжали работать несколько небольших кирпичных заводиков, но объемы выпуска кирпича значительно сократились. Судостроение переместилось в Сормово, а в самой Балахне за год строилось не более трех десятков барж. Основными подрядчиками здесь были купцы Исаков, Худяков и Латухин, которые передавали заказы на строительство барж немногочисленным артелям.
На баррикадах в Сормово.
Кружевоплетение, пережившее свой расцвет в XIX веке, тоже стало угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоемкая технология плетения и дороговизна исходного сырья – тонкого шелка.
В начале XX века Балахна представляла собой одноэтажный городок, население которого не превышало пять тысяч человек и в основном принадлежало к мещанскому сословию. В городе было много частных магазинов и мастерских, а на рынке торговали овощами и фруктами из многочисленных садов и огородов. Семьи обычно были многодетными, и три городские школы – 4-классная, семилетка и девятилетка – работали с большой нагрузкой. Женщины в основном занимались домашним хозяйством. Почти все держали корову или козу, кур, гусей и уток. Без натурального хозяйства прожить было невозможно. За исключением купечества, основная масса населения жила очень бедно, а среди интеллигенции набирали силу революционные идеи, которые получали поддержку у молодежи, не видевшей для себя перспективы в родном городе.
НАРОДНЫЙ ДОМ И БИБЛИОТЕКА
Чтобы увести трудящиеся массы от острых политических проблем и предотвратить назревающую революцию, власти империи стали создавать по всей России народные дома и библиотеки-читальни.
Такой Народный дом и городская библиотека-читальня им. А.С. Пушкина появились в самом начале XX века и в Балахне, где уже почти полностью прекратилась промышленная жизнь, и свирепствовали тяжелая нужда и безработица.
Народный дом, построенный на средства земства и благотворительных пожертвований, по мнению властей, должен был заниматься лишь узкими культурно-просветительными мероприятиями. Ограничивая задачи народных домов и библиотек, самодержавие упускало из виду, что они в силу их легальности так или иначе будут использованы в интересах революционной борьбы. В результате власти получили обратный эффект – учреждения, созданные для отвлечения населения от революционной борьбы, стали главной ареной распространения революционных идей.
«НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ»
На первых порах большое значение приобрели «Народные чтения», проводившиеся в Народном доме и библиотеках-читальнях. В библиотеке им. А.С. Пушкина организаторами этих чтений были учитель Г.М. Гладышев и служащий управы Я.М. Чекмарев. Обычно чтения сопровождались показом картин с помощью «волшебного фонаря» (прототипа видеоскопа). По распоряжению свыше наблюдение за чтениями было возложено на местное духовенство, в обязанность которому вменялось не допускать к читкам запрещенную «опасную» литературу и обо всех отступлениях от этого предписания сообщать в жандармерию. Но интеллигенция перехитрила власть.
Отвечающий за подбор чтецов и книг Я.М. Чекмарев делал все для того, чтобы чтецами были революционно настроенные учителя, а из допущенных царской цензурой книг отбирались книги наиболее популярных прогрессивных писателей. Читались главным образом произведения Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, М. Горького, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина. С чтениями стихов особенно часто выступал Г.М. Гладышев, обладавший замечательным даром чтеца-декламатора. На сцене Народного дома местной труппой актеров-любителей под руководством Н.С. Фонтенелева ставились такие злободневные пьесы, как «На дне» М. Горького, «Лес» А.Н. Островского и другие. По существу, это был первый народный театр в Балахне.
РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907гг.
Балахнинский уезд стал одним из центров первой русской революции. Но основные события происходили не в Балахне, а в селе Сормово, которое до 1917 года входило в состав Балахнинского уезда.
О декабрьском вооруженном восстании 1905 года сормовских рабочих написано множество книг и научных монографий. Самое известное художественное произведение – роман М. Горького «Мать», написанный автором в Америке после указанных событий, который сначала вышел на английском языке, а потом его укороченная версия была издана на русском.
После разгрома восставших большинству руководителей восстания удалось скрыться от правосудия, а понесли наказание рядовые боевики боевых дружин, среди которых преобладали в основном молодые люди от 17 до 23 лет.
В Балахне вооруженных столкновений с полицией и казачьими частями не было, но многие жители города приняли участие в сормовских событиях. В самой Балахне в течение всего 1905 года проходили бурные митинги и демонстрации горожан, направленные против самодержавия и буржуазии. В них с ярким и страстным обличением самодержавного строя, капиталистического гнета и эксплуатации выступали уже не только представители революционной интеллигенции, но и первые большевики Балахны: Горлевский, Мухин, Онохин. Через 12 лет эти люди войдут в состав первого уездного комитета РКП(б) в Балахне.
А после подавления восстания в Сормово были запрещены народные чтения, a Народный дом, библиотеку-читальню почти полностью лишили ассигнований. Город притих, замер в удушливой атмосфере насилия и произвола. Смолкли веселые молодые голоса, распевавшие революционные песни в грозные дни первой революции. Люди отсиживались по домам за глухими ставнями и запертыми калитками.
ВРЕМЯ РЕПРЕССИЙ
После поражения первой революции, когда в России действовал пресловутый закон «Об усиленной охране государства» от 4 марта 1906 года, по Балахне, как и по всей Нижегородской губернии, прокатывалась волна жестоких репрессий и террора в отношении революционных рабочих и интеллигенции. За участие в боевой дружине по приговору военного суда Московского округа в Н. Новгороде был казнен балахнинец А. Юрьев, на каторгу сослан большевик Степан Грачев из Б. Козино, десятки других революционеров были брошены в тюрьмы. Черносотенцы организовали массовые погромы в Балахне. Они с полного согласия полиции и жандармов до полусмерти избили Я.М. Чекмарева, учителей Самохвалова, Захарова и других, пытались расправиться с Г.М. Гладышевым, но его надежно спрятали друзья.
НОВАЯ ВОЛНА
Репрессии и погромы резко снизили активность большевиков и революционно настроенных граждан. Но ситуация в стране не улучшалась и затухшее пламя вновь начало разгораться. В 1910 году в городе заметно оживилась подпольная революционная деятельность. То и дело то тут, то там в общественных местах, на предприятиях находили прокламации и листовки, заставлявшие полицию и жандармов рыскать с обысками по домам. За активную агитацию среди новобранцев в том году арестовали большевиков Д.М. Голованова и Н.Ф. Батырева и присудили их к двум годам тюрьмы.
В 1911 году запретили проведение уездных учительских съездов, которые почти ежегодно собирались в Народном доме. Общение учителей между собой представлялось властям опасным, тем более что учителя организованно требовали устранить контроль над экзаменами учащихся со стороны полиции, требовали улучшения школьного дела и даже исключения из русского алфавита утративших, по мнению учителей, значение таких букв, как твердый знак, фита, ять. В этом начальство увидело уже посягательство на устои самодержавия и снова обрушило гонения и травлю на представителей учительства.
НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ
На фоне общественной и культурной жизни Балахны начала века особенно выделялся своей кипучей деятельностью учитель Покровского приходского училища Григорий Михайлович Гладышев. Он никогда не состоял в партии большевиков, его убеждения скорее были близки идеям революционеров-народников.
Гладышев обладал широкой общительной натурой и без преувеличения являлся вожаком революционной и прогрессивной интеллигенции города и уезда. Ни одно сколько-нибудь заметное общественное событие в дни первой революции и после ее поражения не обошлось без его участия. Он тесно был связан с деятельностью Народного дома, библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина. В народном чтении он был незаменимым чтецом-декламатором стихов Некрасова, Никитина, Кольцова и других. Он участвовал как актер-любитель в художественной самодеятельности Народного дома. У трудового населения Балахны он пользовался большим уважением за справедливость и участие в судьбах обездоленных сограждан.
15 ноября 1913 года Г.М. Гладышев умер от сердечного приступа. Ему было всего 47 лет. Здоровье унесли, прежде всего, гонения и травля его со стороны черносотенцев, монархистов-учителей, полиции и жандармерии. Его похороны превратились в мощную демонстрацию трудящихся. В них участвовала почти вся трудовая Балахна, собравшаяся у Народного дома и провожавшая в последний путь своего замечательного гражданина и друга.
Подготовил А. СОЛОВЬЕВ Рабочая Балахна
|