Балахнинские предки Максима ГорькогоЖизнь и судьба великого писателя Максима Горького (А.М. Пешкова) тесно связаны не только с Нижним Новгородом, но и с Балахной. Если по отцовской линии его родословная уходит в Пермскую губернию, то по материнской предки Горького – коренные балахнинцы. Это род Кашириных.
«Домик Каширина» в Н. Новгороде.
Составителем биографии знаменитого писателя и его близких был нижегородец Евгений Николаевич Позднин, кандидат филологических наук. Он провел свое исследование рода Кошириных (так писалась фамилия в ХVIII-XIX веках) по документам Центрального архива Нижегородской области.
Подробное повествование о перипетиях жизни прадеда Максима Горького было опубликовано в газете «Нижегородская правда». Некоторые сведения жизнеописания деда Максима Горького были изложены также в материалах книг Л.М. Смирновой «Про Василия Каширина» и П.В. Басинского «Страсти по Максиму». В газете «Рабочая Балахна» публиковалась статья Ж.Д. Кувшиновой «Род Кашириных». Что же нам известно о предках Горького благодаря трудам этих авторов?
ИЗ МЕЩАНСКОЙ СЕМЬИ
Основателем рода, по мнению Е.Н. Позднина, является мещанин Василий Назарович Коширин, который значится по 4-й ревизской сказке купцов и мещан города Балахны. Умер он в 1766г. в глубокой старости (за 83 года), оставив трех сыновей – Ивана, Степана и Дмитрия. У старшего, женившегося на Авдотье Федоровне Барминой, было два сына – Петр и Данило. Последний из них стал купцом 3-й гильдии, был женат на Устинье Даниловне Галкиной. В этой семье и родился в 1771г. Василий Данилович – прадед М. Горького. Родители его жили в старом посаде, в приходе Козьмодемьянской церкви (сейчас не существует) в доме, доставшемся Даниле Ивановичу от отца. Но Василий в возрасте 15 лет со своими братом и сестрой (старшая сестра была уже замужем) остались сиротами, бедствовали, лишились отчего дома.
ЖЕНИТЬБА, АРЕСТ – И В РЕКРУТЫ!
В 1795 году Василий Данилович, находясь на городской службе в должности посыльного у купеческого старосты, женился на купеческой дочери Ульяне Максимовне Бебениной и поселился в доме ее отца, который достался ей как единственной дочери после смерти родителя, не дожившего до ее свадьбы. Оставшись без родительской поддержки, супруги бедствовали, занимали. Василий подрабатывал в услужении у купцов, ходил бурлаком по Волге, занимался рыболовством. О его нелегкой судьбе можно узнать из архивных дел Балахнинского магистрата.
В 1804г. Василий Данилович был арестован в Астрахани за бродяжничество и отсутствие у него паспорта. На родине за ним числилось немало долгов, уплату которых по решению городового магистрата должно было взять на себя мещанское общество. В отработку долгов В.Д. Коширин был отдан в работники на 10 лет одному из мещан. Осенью 1806г., за два месяца до рождения сына Василия, в возрасте 35 лет был призван в рекруты, домой он больше не вернулся, по-видимому, сгинул на полях сражений с Наполеоном.
ПО ПУТИ ОТЦА
Дед писателя Василий Васильевич Каширин родился 16 (28) января 1807 года. Оставшаяся вдовой с четырьмя детьми Ульяна (мать Василия) вынуждена была заняться предпринимательской деятельностью: плела кружева, пекла калачи и варила пиво на продажу. И тут в какой-то степени Василий Каширин повторил судьбу своего отца – по окончании церковно-приходской школы и Нижегородского уездного училища также ходил по Волге бурлаком.
Почти семь лет Василий тянул лямку, но ум и изворотливость взяли свое. В 22 года он уже имел почетную на Волге должность водолива и получал за путину немногим меньше лоцмана. Водолив – это старший рабочий на барке, старшина над бурлаками, наблюдавший за сохранностью груза и исполнявший обязанности «артельщика», то есть заведовавший артельным хозяйством, хранением артельных денег, выдачей кашевару продуктов.
Метрическая запись брака Василия и Акулины Кашириных.
Такому человеку должны были доверять не только хозяин, но и бурлаки. А почему «водолив»? Потому что обязан был следить за водотечностью барок и при необходимости еще и плотничать, и результат его упорного труда не заставил себя ждать.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В 1831 году, скопив деньги, Василий Каширин построил собственный дом в Балахне. В том же году он женится на Акулине Ивановне, в девичестве Муратовой (в метрических книгах имя женщины писалось как Акилина). В Спасопреображенской церкви (в настоящее время не существует) 18 января (по ст. стилю) 1831 года состоялось их бракосочетание. О бабушке же Максима Горького, Акулине Ивановне (не персонаже из повести, а о реальном человеке), к сожалению, известно немногое. Родилась она в 1813 (1816) году. Вместе с матерью долгое время нищенствовала. Бывали в Муроме, Юрьевце, ходили по Волге вверх и по тихой Оке. Когда Акулине исполнилось девять лет, мать застыдилась водить свою дочь по миру и осела в Балахне.
Она собирала милостыню по домам, а на праздниках – на церковных папертях. Акулина же оставалась дома, училась ремеслу кружевницы и вскоре достигла в этом искусстве большого совершенства, стала лучшей кружевницей Балахны, и в семье появился достаток.
Через год, в 1832 году, родился первенец – сын Михаил, в 1836г. – дочь Наталья, в 1839г. – сын Яков, потом дочь Екатерина.
В ДОМЕ СЕСТРЫ
Между тем сестра Василия Надежда вышла замуж за Ивана Андреевича Можарова, имевшего дом в Нижнем Новгороде в Успенском приходе. Это был тот самый дом, в котором сейчас располагается музей «Домик Каширина».
В этот-то дом в гости к сестре и стал частенько из Балахны наведываться Василий с женой Акулиной и матерью Ульяной. Его, кроме всего прочего, интересовала красильня Можаровых, но не как таковая, а как возможность обучиться красильному делу.
После смерти мужа (1840г.), последовавшей от чахотки, Надежда Васильевна пригласила к себе в дом брата – за хозяина. Он согласился. И стал жить с тех пор на два дома: сам в Нижнем Новгороде, семья – в Балахне. Настойчивый и упрямый, он досконально изучает красильное дело, мечтая посредством него стать богатым.
Вскоре Каширин перевез семью (жену и четверых детей) в дом Надежды. В 1844-м у Василия рождается дочь Варвара – мать будущего писателя.
В 1845 году умирает (тоже от чахотки) Надежда, и Василий Каширин становится хозяином дома и красильни.
ПОЛОСА ВЕЗЕНИЯ
Дела у Каширина пошли в гору. Заказов было очень много, только успевай поворачиваться. В те годы крашение нужно было всем. И купцы отдавали подновить старые вещи, и крестьяне желали сделать яркими домотканые холсты.
А тут еще через замужество своей старшей дочери Натальи он породнился со старшиной красильного цеха Тимофеем Базановым, тем самым обеспечив себе поддержку ремесленной управы и выгодное распределение заказов. Кстати сказать, в Нижнем Новгороде Базанов был единственным художником-академиком. Каширин очень гордился таким родством. Зять же, со своей стороны, помогал тестю подбирать краски для мехов и делал рисунки, в соответствии с которыми окрашивались в каширинской мастерской ткани.
В январе 1852 года Василий Васильевич окончательно покупает дом на Успенском (ныне Почтовом) съезде. Начавшаяся Крымская война принесла ему большую прибыль. Каширин красил тогда холсты и сукно для армии и делал это столь успешно, что был награжден царем кафтаном с позументом (отличительной золотой тесьмой) и шляпой с пером. Каширин в то время – уже старшина цеха, один из состоятельных людей Нижнего Новгорода.
В данных «Обывательской книги Нижегородского цехового общества с 1855 года по 1857 год» о Василии Каширине говорится: «Избирался старшиной по красильному цеху в 1849 и 1855 годах». Он даже метил в ремесленные головы (но не избрали, чем смертельно обидели гордого деда Василия).
В 1861 году Василий Каширин даже стал депутатом Городской думы Нижнего Новгорода, а затем и членом Шестигласной думы, то есть, «по-тогдашнему», гласным.
Памятник Акулине Ивановне в парке им. Кулибина.
В 1864 году Василий Васильевич не был более избран в гласные, но труд его достойно оценили. Новый городской глава В.К. Мичурин, перечислив фамилии бывших гласных, в том числе и В.В. Каширина, сказал, что они все выполняли свои обязанности «с совершенным усердием и деятельностью, стараясь о приращении и соблюдении городских интересов».
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ КАШИРИНЫХ
В 1865 году он вместе с женой и семейством дочери съезжает из дома на Успенском съезде на Ковалиху, во вновь построенную усадьбу с флигелем. Впоследствии отцовская красильня достается Якову, а Михаил открывает свою в Канавине. Последние свои годы Василий Васильевич жил в Канавине в семье сына. Михаил хорошо относился к отцу и заставлял своих детей присматривать за стариком.
А тот иногда потихонечку убегал от заигравшихся внуков и шел наверх, на базар, где его еще помнили и называли уважительно Василием Васильевичем. Естественно, никакой милостыни он не просил, как это показано в кинокартине, сделанной по горьковскому «Детству» (1938 год).
В метрической книге Воскресенской церкви была сделана только одна соответствующая запись о смерти нижегородской мещанки Акилины Ивановны Кашириной, скончавшейся 16 февраля 1887 года в возрасте 70 лет, тогда как ее муж Василий Васильевич Каширин умер три месяца спустя – 01 (13) мая 1887 года.
К сожалению, кладбище, где были похоронены дедушка и бабушка писателя Горького, было ликвидировано. Могилы Василия Каширина как таковой нет, а вот Акулине Ивановне был установлен памятник в парке имени Кулибина.
Подготовил А. СОЛОВЬЕВ Рабочая Балахна
|