Крепость небесная и земная ![](https://sun9-78.userapi.com/impg/JsEjaEvraOdt-UYZ-VlvzaUy2VRZtqolBJh0VQ/2sHES0vWPIE.jpg?size=604x403&quality=95&sign=dd3ace8d73b3e23d3ebbd17b4473c042&type=album)
Всю неделю перед 15 июня Божественные службы в Покровском монастыре совершались в Никольском храме. А в церкви Покрова Богородицы шли работы по приготовлению ее к Чину освящения, второе название которого – Обновление храма.
Как человек в таинстве крещения и миропомазания освящается, становится частичкой духовного тела церкви, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Убиралась, по-праздничному благоукрашаясь, церковь руками трудников, радеющих о любимом монастыре. Готовилось и место для колоколов, привезенных ранее из Ярославля иеромонахом Иларионом, строилась из бруса звонница.
В пятницу, 14 июня, семь колоколов были подвешены в ней – каждый на определенное место. О красоте колоколов еще много веков назад заботились наши мастеровитые предки, поскольку облик и звучание их символизируют красоту всего Творения и распространение Благой вести Христом, призванной влиять собою на окружающий мир. Вот почему главный, самый большой, колокол называется Благовестник и украшен четырьмя симметрично расположенными иконками-барельефами с изображением Спасителя нашего Иисуса Христа, Феодоровской Божией Матери, апостолов Петра и Павла.
![](https://sun9-54.userapi.com/impg/uNKqU6se7p0beg6S_9UCD1j7LWOKczJ1kco_Nw/SDeJhy6C--c.jpg?size=604x403&quality=95&sign=086893ac89e7656e720ec73ca3898186&type=album)
Русский колокольный звон троичен по своему составу, то есть в нем присутствуют: басовый – Благовестник, средние подзвонные и мелкие зазвонные колокола. Начинает звон колокол благовеста. Это его мерный неспешный голос слышен сначала и затем – во всей мелодии трелей перезвона. Праздничного, благодатного, каким встречал монастырь прибывшего на богослужение архипастыря Георгия.
15 июня 2024 года, в день памяти святителя Никифора – патриарха Константинопольского, митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием была освящена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 787 году на седьмом Вселенском соборе, в котором принимал участие и святитель Никифор, было принято условие, чтобы не было «грехов предваряющих, за которыми и другие грехи следуют», и во избежание ереси, освящать храмы, согласно церковному преданию, только на святых мощах мученических.
Престол Покровской церкви был освящен на мощах священномученика Владимира Четверина. Прочитаем о том, как жил и каким был человек, частицам мощей которого Бог даровал покоиться в основании престола, на котором совершается таинство претворения Духом Святым хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Священномученик Владимир Четверин родился в 1874 году в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии. Долгое время работал учителем, а двадцати девяти лет, по великому своему желанию служить в церкви, был определен псаломщиком и, закончив миссионерские курсы в Казанской духовной академии, рукоположен в священники в тридцать шесть лет. Служил отец Владимир в церкви Рождества Христова села Барахман-Гарта, преподавал в церковно-приходской школе. К 1915 году у них с матушкой Марией родилось 11 детей, трое из которых умерли в младенчестве, а остальные воспитаны ими достойными людьми. Учительствовали, а позднее троих сыновей постигла участь казненного отца.
Сельчане уважали и любили своего батюшку Владимира, и после революции доверили ему хранить зерно, поскольку все продовольствие отбиралось, обрекая людей на голодную смерть. По доносу власть обвинила отца Владимира в саботаже, отказе выдать зерно сельчан безбожникам. Поставили в вину и отказ батюшки выдать церковные метрические книги.
В августе 1918 года иерея Владимира арестовали и расстреляли. Память его – 20 августа (ст.ст.). Слова, выгравированные на иерейском кресте об обете быть примером верою, словом, житием, чистотой и любовью отпечатались на скрижалях сердца священника, дав ему силу выстоять в годы гонений. Мощи отца Владимира обретены нетленными, остались нетленными и нательный крестик, и Евангелие, вложенное ему в руки при погребении. Деревянная церковь во имя Рождества Христова, в которой батюшка молился о своих сельчанах, утрачена в 1959 году.
У Бога все живы. Молятся теперь в алтаре Покровской церкви два священномученика, близких по духу и судьбе – священники Владимир Четверин и Петр Новосельский…
Совершившийся чин освящения храма следующий. На приготовленное основание престола прибивается четырьмя гвоздями и четырьмя камнями (для каждого угла – свой камень) верхняя крышка, которая затем прикрепляется к основанию воскомастахом (составом из воска, мастики, благовонных веществ), что знаменует пригвождение Спасителя ко Кресту, снятие с Креста и помазание тела Иисуса благовонными маслами. После утверждения престола закрытые до сих пор царские врата алтаря открываются, и владыка Георгий, обратясь лицом к алтарю и преклонив колена, молится вместе с верующими и просит Господа ниспослать Святого Духа освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, вознесенные на нем, были приняты Богом.
В знак освящения престола силой благодатного действия Святого Духа совершается его омовение смесью воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно символизирует все освящающую кровь и воду, истекшую из ребра Иисуса на Кресте. Затем престол осушается и помазуется миром в знак излияния благодати Божией. Потом совершается облачение престола. Поскольку он имеет двойное предназначение – гроба и престола славы Божией, то на престол возлагается и двойная одежда: нижняя белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя украшенная, изображающая Его небесную славу.
Следующие действия чина: окропление стен храма святой водой, каждение, помазание стен миром, обнесение в торжественном крестном ходе святых мощей вокруг храма перед положением их в престол и в антиминс (плат на престоле) под пение церковным хором тропаря: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Боже…», – что означает посвящение храма Всевышнему во веки веков.
Сослужили архипастырю Георгию в Божественной службе чина Великого освящения благочинный Балахнинского округа епископ Сормовский Иннокентий, настоятель архиерейского подворья бывшего Свято-Никольского Амвросиева (Дудина) мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов), руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев, другие священники епархии.
![](https://sun9-62.userapi.com/impg/S-6W2nYNsrZQKgWZ_HKkHIlxvQbgMnCLqvXNVA/hPHDedXyxOo.jpg?size=604x403&quality=95&sign=5d200d5aa94bbe271929f310dc7494da&type=album)
Божественную службу сопровождал архиерейский хор под управлением протодиакона Антония Молева. На Божественной службе молились настоятельница Крестовоздвиженского монастыря игуменья Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря в селе Лукино Богородского района игуменья Гавриила (Суханова), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Алексеевского Новодевичьего монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), многие прихожане и гости города. В проведении богослужения помогали волонтеры Нижегородской епархии.
По завершении праздничной службы архипастырь Георгий сказал о том, что по милости Божией трудами и заботами архимандрита Александра, братии обители, посетителей и благотворителей, Покровский храм стал, как невеста Христова, благоукрашен.
И об этом сегодня особая духовная радость на небесах, что эта древняя обитель, которая стояла века, как цитадель, крепость духовная, снова освящает этот город, жителей сего града. В этом году, отметил владыка Георгий, город Балахна отмечает 550-летие со дня основания, и этот юбилей начинается освящением Покровского храма. В память об этом историческом событии в православной жизни города архипастырь благословил подарить всем участникам праздника иконки Покрова Пресвятой Богородицы.
О. МУХИНА Фото Г. ПУШМЕНКОВА
|