К Дню железнодорожникаУже сорок лет сотрудник Правдинского радиозавода Николай Константинович Мячков считает День железнодорожника своим праздником. Большую часть этого времени он водит тепловозы. А ведь в юности хотел стать слесарем – и выучился, и начал работать. Но, как говорит сам Николай Константинович, не только мы выбираем профессию, но и она нас.
Машинист Н.К. Мячков.
«Родился я в 1957 году на Бору, – начинает свой рассказ машинист локомотива участка железнодорожного транспорта ПРЗ. – Жил там, учился, после восьмого класса поступил в ПТУ на слесаря-ремонтника промышленного оборудования и одновременно в вечернюю школу, чтобы окончить все 11 классов. Потом отслужил в дивизии имени Дзержинского, обзавелся семьей, работал на производстве. Был на хорошем счету, но скончался тесть, и в 1984 году мы с женой и детьми переехали в Балахну к теще. Она осталась одна в частном доме, нужны были помощники. Жена устроилась бухгалтером в ЖКХ, я собирался на моторный завод.
Вмешался случай. Пошли мы из Ванят в магазин в «сорока», стали переходить через переезд, а там стоит тепловоз. А в нем дядька мой родной. Разговорились. Он и посоветовал пойти на бумкомбинат в цех железнодорожного транспорта. Я начинал составителем поездов, потом был помощником машиниста, машинистом. До 2001 года работал на «Волге», потом на песчаном карьере «ФормМат», оттуда вышел на пенсию и устроился на Правдинский радиозавод. Вот уже 10 лет вожу здесь тепловозы».
На бумкомбинате Николаю Константиновичу приходилось иметь дело с древесиной и бумагой. На карьере, понятное дело, – с песком. На заводе другая специфика: здесь в составах находится продукция, с которой надо быть предельно аккуратным. Но еще больше он беспокоится о коллегах – во время погрузки и выгрузки вокруг подвижного состава много людей.
«У машиниста в руках массивная техника. Нужно постоянно следить за обстановкой и смотреть на все 360 градусов. Человек может споткнуться, упасть и, не дай Бог, попасть под вагон, – объясняет Н.К. Мячков и добавляет: – Специфика нашей работы предполагает внимательность, осторожность. Нервная система должна быть крепкая».
Сам Николай Константинович – человек уравновешенный и без ложной скромности уверенный в себе. Это заметно по манере разговора и по тому, с какой основательностью он обращается с приборами в кабине тепловоза. А их там много. Машинист управляет отдельно локомотивом и подвижным составом, контролирует температуру воды основного и дополнительного контура, температуру и давление масла, обороты двигателя по тахометру и многие другие параметры.
«Вот это кран основной, а это – вспомогательный, его на нашем жаргоне еще называют «мальчик». Круглый – не руль, а контроллер. С его помощью набирает обороты двигатель и приводит в движение тепловоз», – объясняет журналисту железнодорожник.
Еще хорошему машинисту не обойтись без «чувства механизма». Высший пилотаж – состыковать вагоны не с ударом, а с едва слышным аккуратным щелчком. Николай Константинович так умеет! Но и это еще не все слагаемые успешной работы.
«Надо уметь доверять. В нашей профессии, я считаю, это основное. Мы в бригаде все друг от друга зависим – составители, грузчики, машинисты, мастера. У нас на участке хороший коллектив. В нем есть и доверие, и уважение», – говорит Н.К. Мячков.
Управление локомотивом требует определенных умений и навыков.
Домашняя обстановка тоже располагает к внутренней гармонии. С любимой женой они вместе уже 43 года, воспитали сына и дочку. Сейчас дети живут в Нижнем Новгороде. Владимир работает слесарем-сборщиком на одном из предприятий Концерна, Анна – в руководстве фирмы. Внуков – целая футбольная команда! Четверо пацанов от сына и двое – от дочки. Самому маленькому скоро исполнится 9 месяцев, самому старшему – 18 лет. Когда «бригада» приезжает в гости всем составом, становится очень весело. А дедушка с бабушкой только рады! Есть квартира, жив дом в Ванятах (сын помогает его обновлять), поэтому места хватает всем.
Кстати, внучата знают, что дедушка – машинист локомотива, и очень хотели бы прокатиться с ним на тепловозе. Только случая пока не было.
А всех, кто на железной дороге каждый рабочий день, Николай Константинович поздравляет с Днем железнодорожника: «Передаю большой привет коллегам, с которыми пересекался по жизни. Самое основное пожелание – чтобы техника не ломалась, безаварийной работы, и чтобы все ваши планы осуществились и желания сбылись!».
Пресс-служба АО «НПО «ПРЗ»
|