Первый апостол Доброты14 октября отмечается главный русский, нет которого больше ни у кого на земле, Богородичный праздник Покрова Божией Матери. Покров, задуманный в 1164 году сыном князя Юрия Долгорукого князем Андреем, с прошествием лет и веков стал залогом победы над внешними и внутренними врагами Отечества. К празднику Покрова приурочил Иоанн Грозный штурм Казани – и в память о Казанском взятии воздвиг на Красной площади Покровский собор, известный как храм Василия Блаженного.
А князь Дмитрий Пожарский в память об освобождении Москвы в 1612 году построил храм Покрова на берегу реки Яузы в Москве… За свою жизнь более тридцати храмов построил князь Андрей, за усердие в вере, к церквям и монастырям, уважение и любовь к сану духовных прозванный Боголюбским, пока не был убит в своей опочивальне заговорщиками 850 лет назад. Мощи святого князя покоятся в воздвигнутом им в 1160 году златоверхом Успенском соборе города Владимира. Знал князь Андрей о коварстве некоторых своих подданных, но знал и о верности многих. А еще знал воин князь Андрей и то, что Победоносные иконы – награда за максимальные усилия к одолению врага самого человека. Не известно случаев в истории, чтобы победил в сражении воин, сломленный духовно. Одерживает наше Отечество и сейчас победу на поле боя, отстаивая свою веру истинную, честные имена своих предков, традиции, смыслы. Долог и труден был путь Царицы Небесной на Русскую землю. История христианства знает Ветхий Рим, когда Церковь еще не разделилась. Он был буквально наполнен святынями, в том числе и православными, но не было там иконы, знаменующей покров Матери Божией над Ветхим Римом. Не было подобной иконы и в Риме Новом – в Константинополе, Царьграде русских летописей.
Со всей византийской территории привозились православные святыни, мощи в столицу. Одной из таких чудотворных икон была «Никопея» – «Победотворная», вывезенная из разграбленного крестоносцами города. В Константинополе главная хранительница империи тайно содержалась в императорском дворце и являлась личной святыней и личной защитой императоров. Ни народ не допускался к почитанию этой святыни, ни икона – к благодатному общению с народом.
Вспомним почитание всенародное Владимирской иконы Божией Матери на Руси от времен Андрея Боголюбского до наших дней, чтобы понять различие в отношении святыни. Замыслу князя Андрея о новом, невиданном празднике Покровительства Божией Матери Русской земле не соответствовало, как ему казалось, ни одно из существовавших празднеств церковного календаря.
Наконец, перечитывая житие Андрея Юродивого русского, жившего в Царьграде в X веке, он встретил рассказ о чудесном видении подвижника, так поразивший князя, что он запишет: «Се убо егда слышах, помышлях: какое страшное и милосердное видение бысть без празднества…» Устрашило и поразило князя Андрея Боголюбского, может, и то, что осаждающими столицу православной Византии были наши предки – славяне-язычники, которые отступили, устрашившись защиты Пресвятой Богородицы… В Покровском храме Балахны смотрят святые с иконостаса на огромную фреску-икону, изображенную напротив… Простирает Пречистая Богородица свой Покров над всеми, пришедшими в храм. Вот император и его двор склонились в молитве перед алтарем. Юродивый указывает отроку на то, что происходит в это время в Небесной Церкви. Дьякон стоит на амвоне греческого храма. Много было молящихся людей в тот день, но разве в церковь пришли только благочестивые?
Память православной Византии полна ужасов и беззаконий, царский двор по жестокости мог поспорить с разбойниками, но простирает Царица Небесная свой Покров над всеми. Богоматерь – первый апостол Доброты, первый свидетель милосердия! Не измерить и любовь человеческую к своей Заступнице и Надежде.
Праздновала наша Покровская церковь свой престольный праздник, украшенная цветами, – многими и разными. Были здесь и царственные белые розы, ненаглядные в своей простоте сентябрины, разноцветные хризантемы. Пел хор «Многая лета» настоятелю Архиерейского подворья Покровского монастыря архимандриту Александру и всем предстоящим и молящимся, и, конечно, был крестный ход с крестом и чудотворными иконами.
А по завершении службы иеромонах Благовещенского монастыря Иларион (Мокин) сказал: «В чем смысл слов «Родина», «Отечество»? Сущность этого понятия в матерях наших и наших отцах. Поэтому мы это достояние должны беречь. Очень много зависит от наших отцов и матерей. Если они благочестивые, умные, богобоязненные, то от них рождается плод Богу приятный, добрый.
Семья – основа любого государства. Мы все носим имена святых. Они наши небесные покровители, и мы – носители этой духовной силы Божией, которая нам дана при крещении. Поступая плохо, мы этих святых унижаем. А когда человек очищает свою душу от грехов, ему дает Бог ведение. Бог что говорит: «Водись с преподобным, сам преподобен будешь, а со строптивым развратишься».
Матерь Божия показала нашим матерям, какими они должны быть. Христос дал образ нашим отцам. Поэтому мы должны понимать, каким должен быть человек. Не поверхностно понимать, но в чем сущность этого». «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице…» – пела наполненная людьми Покровская церковь слова молитвы, завершая Божественную службу. О том, что осталось в душе и сердце, лучше рассказать словами из книги белорусского архимандрита Саввы Мажуко «На руках у Бога»: «Зрение возможно только там, где есть свет, но нас ослепляют страсти, погружают в безбрежную тьму. Чистая Дева – наш свет, последняя надежда, неоспоримое свидетельство о том, что человеку естественно быть святым и чистым, это и есть мера и норма человечности. Нет такого человека, нет такого сожженного сердца, которое бы не помнило где-то, может очень глубоко – о чистоте и святости, о радости невинности, о незамутненной цельности. На лике Пречистой отдыхают наши глаза, врачуются раны, печали утоляются…» Огради нас от ненависти, Пресвятая наша Защитница, и спаси от всякого зла!
О. МУХИНА Фото автора Подписи к фото: 1. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». 2. Прихожане в Покровской церкви Покровского монастыря г. Балахны.
|