Как храм возрождалсяПриближается Христос! Для церковного человека евангельская история оживает каждый год, когда он умом и сердцем проходит путь Христа от Вифлеема до Голгофы – путь, намеченный духовным содержанием Рождественского и Великого постов.
В наступившем новом 2025 году соборный храм Рождества Христова отмечает 350 лет с даты его построения. Много за эти годы воды утекло, но сохранились символизирующие Иисуса Христа и четырех его апостолов-евангелистов пять мощных куполов формы богатырского шлема. Уцелел один из древнейших иконостасов в Нижегородской области – резной красивейший иконостас со старинными иконами в главном приделе, правда, иконы нижнего ряда в 1964 году были увезены в Москву на реставрацию, да так в храм и не вернулись.
В 1989 году церковь отдали верующим, и настоятель благочинный протоиерей Геннадий Юшков с вновь образованной общиной стали его возрождать. Службы совершались сначала в левом боковом приделе во имя священномученика Антипы Пергамского. Вот как вспоминает об этом одна из первых трудниц храма Валентина Дмитриева:
«В конце лета передали храм отцу Геннадию восстанавливать. Служили молебны сначала. В сохранившемся без икон иконостасе рамы пустые закрыли фанерой, а на нее укрепили иконки Богородицы, Спасителя, другие… Свет был переносной, и то не всегда. Осень наступала, утепляли потолок изнутри. КамАЗ с опилками привезут, а мы по лестнице их наверх на чердак поднимали.
Уж праздник Рождества приближался, и мы торопились. 6 января 1990 года мы с утра алтарь в Антипе бетонировали. Цемента клали побольше, чтобы быстрее застыл. Настелили на него доски, ковры. Отец Геннадий с нами работал, все делал, носил, раствор мешал, наверх залезал, когда надо было. Девять человек нас было постоянных-то. Вечером служба началась. Холод был, а мы со свечами стояли, народу было много. Первыми певчими были Елена Егорова, Ирина Андреева, Елена Куранова, Александр Папышев. Регентом была Татьяна Папышева. Ой, какой же бас у Александра был! На память отец Геннадий нам после службы открытки подарил. Он каждый раз дарил, я их храню…»
Все промыслительно в Доме Божьем. Пустовавший нижний ряд главного придела иконостаса нужно было заполнять иконами. Храм Рождества Христова был первым из возрождаемых, и люди очень радовались этому: жертвовали деньги, приносили иконы. Вот тогда одна из старых прихожанок храма и заказала большую икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» балахнинскому художнику, графику, мастеру монументальной живописи, иконописцу Галине Алексеевне Скотиной, чтобы подарить икону Рождественскому храму. Отцу Геннадию понравился написанный образ, и он благословил Галину Алексеевну писать иконы для иконостаса.
Нам не дано знать прежних иконописцев соборной церкви, но про современного иконописца немного узнать мы сможем. Одно из главных в ее жизни событий – знакомство с одним из самых известных старцев Троице-Сергиевой лавры архимандритом Наумом (Байбородиным). С 1972 года Галина Алексеевна со своей подругой, тоже иконописцем, ездила к нему.
«Он такой высокий был, ресницы белые, а глаза – голубые. Добрый! Но ругался иногда», – вспоминает художник. – «Когда мы первый раз зашли к нему в келью, нас много было. Он начал говорить, что церкви сейчас открывают, нужно иконы писать. И список дал, и денег на кисти и краски. Мы писали и привозили. Отец Наум очень Рай любил, и в проповедях все про Рай… Про зверей, что все они добрые. Мы все – его чада-художники – рисовали Рай. Нарисовала и я: сад, зверей много, Адам, Ева и Спаситель.
Принесла, а отец Наум говорит мне, что надо сферы делать: воду, землю, небо, а ты что сделала? Второй раз когда нарисовала, ему понравилось, повесили эту картину на лесенке, на которой стоишь в очереди к нему на беседу. Потом мне передают, что сказал отец Наум про картину: «А где Святой Дух?». Стала писать Святой Дух. Знаете, какой батюшка был? Вот он все знает про тебя. Ты еще ничего не сказала, а он тебе уже все выдает. Прозорливый. Один раз мне открытку подарил. У него их целая пачка была. Искал, потом выбрал. Примерно до 2012 года я к нему ездила». И задумалась, а потом словно черту подвела, сказав: «Это чистая правда».
«Бог Добр и Благ, и человек может быть добрым и благим. Бог Свят, и ты можешь быть святым. И среди множества людей Господь как раз таких и избирает, которые приходят в незлобивую детскую простоту душевную и познают заповеди Божии, познают добро, святость и истину», – пишет в своей книге «Слова о воспоминании» архимандрит Наум. На открытке, подаренной им Галине Алексеевне, нарисован олененок среди молодых деревцев на фоне облака света, падающего на него или, наоборот, от него отражающегося. И то, и то верно, потому что небо и земля – одно целое… Весь нижний ряд икон написала иконописец: иконы Богородицы «Взыскание погибших», «Державная», икону «Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря». Благолепие возвратилось.
Скоро зазвонят рождественские колокола главного храма благочиния, и объединенный хор, состоящий из хора церкви, народного хора церковного пения, всех молящихся многократно пропоет величание воплощенному в человеческом образе Богу: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистая Девы Марии».
В день рождения принято дарить подарки. Вот такую елку к Рождеству смастерила одна из женщин, делавшая сети для участников СВО из очередной своей законченной работы, и сказала: «Мы победим, и когда наши парни вернутся, то они все придут в храмы с семьями вместе». Так и будет, ведь законы любви всегда одни. Господи, сохрани Россию в мире и благополучии!
О. МУХИНА, Фото автора и В. ЗАХАРОВА На снимках: Главная икона храма – «Рождество Христово». Иконописец Г.А. Скотина.2. Елка в поддержку бойцов СВО.
|