Как делают дороги в Европе.Как делают качественные дороги в Чехии.
Весна. По всей России вместе со снегом растаял асфальт. Власти в сотый раз примутся "осваивать бюджет", укладывая асфальт, кто - в снег, кто - в грязь, а кто-то начнет укладку асфальта в дождь. Естественно, такой асфальт через несколько месяцев развалится, и дорогу снова придется ремонтировать.
Все, наверное, слышали, какие замечательные дороги в Европе. Так давайте узнаем, как они делают дороги, на примере Чехии.
Итак, из каких слагаемых складываются качественные дороги в Чехии? Начнем.
1) Запрещены подряды. Дорогу делает только та фирма, которая выиграла тендер. То есть нельзя выиграть тендер и потом перезаказать укладку асфальта в другой фирме.
2) Дороги разделены на 4 класса (категории). Соответственно, каждой категории присваивается гарантия. Если дорога развалилась - фирма ремонтирует дорогу за свой счет. Классы и описании гарантийных сроков службы: 1. Пешеходные дорожки в парках, скверах, придомовые дорожки. 5 лет 2. Сельские дороги и другие малонагруженные дороги. 7 лет. 3. Региональные дороги, соединяющие города. 8 лет. 4. Федеральные, высоконагруженные дороги. 10 лет.
3) Фирмы имеют классность от 1 до 4, соответственно категориям дорог. Строительство и ремонт дорог – деятельность, попадающая под лицензирование. Чтобы получить лицензию, фирма должна иметь собственное оборудование плюс определенную численность персонала, в т.ч. обученного, с дипломами. Все фирмы начинают с 1 класса, т.е. все новые фирмы имеют право делать только дорожки в парках. Повысить классность можно только после успешного прохождения гарантийного срока. Для увеличения классности фирме необходимо докупать оборудование и нанимать дополнительный персонал. Если в течение гарантийного срока дорога разваливается - фирма обязана отремонтировать дорогу за свой счет. В случае, когда дорога разваливается, фирму могут не повысить в классности, а то и вовсе понизить. Либо вообще отобрать лицензию и занести фирму в черный список. Фирмы дорожат лицензией и классностью, т.к. если они схалтурят, у них больше не будет заказов. Дорожностроительные фирмы, как правило, старые, им по 20-50 лет. В тендерах основное значение имеет цена и гарантия, фирма может только увеличить государственный гарантийный срок. Например, вместо 5-и лет назначить 7 лет. Предположим: 1 класс - 1 каток 5 человек 2 класс - 2 катка, грейдер, скрейпер, асфальтоукладчик, грызлик, 15 человек 3 класс - 3 катка, 2 катка с вибрацией, грейдер, скрейпер, 2 асфальтоукладчика, 2 зрызлика, 30 человек 4 класс - 5 катков, 4 катка с вибрацией, 2 грейдера, 2 скрейпера, 4 асфальтоукладчика, 4 зрызлика, 60 человек
4) Общественный контроль. За укладкой дороги следят 3 сторонних наблюдателя: один от местного самоуправления (типа нашего старшего по дому), второй от местного автомобильного союза (что-то наших НКО типа синих ведерок, только там их много, и они есть в каждом селе), 3-й от дорожного профсоюза, (комитета, что-то типа того). Каждому представителю выдают протокол, если хотя-бы ОДНОМУ представителю обоснованно не нравится, как уложена или отремонтирована дорога, фирма обязана этот участок переделать за свой счет.
5) Дороги строятся и ремонтируются летом, фирмы следят за прогнозом погоды. За укладку асфальта в дождь отбирают лицензию.
6) Ямочный ремонт, если имеет место быть, допускается исключительно как временная и вынужденная мера. «Выгрызание» ямок и заделка их асфальтом должны быть сделаны за ОДИН день. При этом стенки и дно ямки в старом асфальте разогревают специальной горелкой, чтобы новый асфальт лучше прилип к старому. Через несколько недель участок дороги с заплатками полностью ремонтируют, сдирая асфальт до щебенки и укладывая новый. Стыки старого и нового участка прогревают специальной горелкой до пластичного состояния, чтобы не было заметно границы.
7) Во время ремонта дорогу перекрывают ПОЛНОСТЬЮ. Автомобилисты пользуются дублирующими трассами, их там много.
|