Терпение и хамство - две стороны одной медали?Интересно, как отечественные традиции обращения с детьми влияют на нравы получившегося в результате общества. Подготовлено по материалам сайтов B17.RU и Mel.FM, а также на основе личных наблюдений.
1) "Прекрати плакать" В детской стоматологии можно наблюдать такую картину: из кабинета выходит девочка с красным лицом и рыдает, протяжно так завывает, а за ней выходит мама, садятся они на кресло в коридоре и мама говорит: "Прекрати плакать! Вон на тебя все смотрят! Ты сейчас маленьких деток распугаешь!" А девочка не прекращает, её плач становится ещё отчаяннее и громче...
И понятно почему так происходит, ведь если разбираться в том какой посыл идёт от мамы то звучит он примерно так "Мне все равно, что сейчас происходит с тобой! Важнее, что подумают окружающие, что будет с ними." Такими фразами мы учим наших детей ориентироваться не на свои чувства и ощущения, а на мнение окружающих.
Раньше ведь всех воспитывали, используя чувство вины и стыда. Так получалось вырастить самых послушных и удобных невротиков. Одна только фраза «Тебе не стыдно?» заставляла съежиться.
Далее психолог советует: Как только Вам хочется сказать «А что скажут другие?», задайте себе вопрос «Кто для меня важнее мой ребенок или то, что подумают окружающие незнакомые люди?» Я думаю, ответ не заставит себя долго ждать. Встаньте на сторону ребенка. Посмотрите на него. Предположите, что он чувствует в эту минуту, озвучьте ему: «я вижу как тебе больно, как ты расстроен и злишься на врача, я тоже, когда была маленькая, не любила стоматологов, мне тоже было больно, как и тебе сейчас!».
2) "Экскурсия" Мой племянник (он учится в третьем классе) недавно был на выездной экскурсии в Музее истории России.
Со слов учительницы и самого «пострадавшего» там произошло следующее: дети построились в несколько рядов перед экскурсоводом и экспонатами. Племянник стоял в конце и ничего не видел за чужими головами. Он начал громко возмущаться и говорить, что ничего не видит. Учительница заставила его замолчать, потом записала замечание в дневник и сообщила родителям о его ужасном поведении на экскурсии. Строгий папа добавил другое наказание — неделю без планшета (других источников игр и интернета у племянника нет).
Что получается? Человеку обещали экскурсию (за которую его родители заплатили деньги), человек не получил экскурсии (он не видел её, а воспринимать новую сложную информацию на слух трудновато). Человек начал отстаивать свои права и сообщать о недовольстве. Человека за это наказали учитель и родитель.
3)"В школе" Есть и другие примеры, которые случаются в каждом классе со стабильной периодичностью: на перемене не хотелось в туалет, а на уроке захотелось, но учитель не пускает и говорит «терпи». Обижает и мешает сосед по парте, но учитель не рассаживает, потому что… потому что надо смириться, терпеть. Терпеть унижения, нервотрёпку, порчу имущества (а ваш учебник разрисовывали ручкой, пока вы отвечали у доски?).
Такое культивирование терпения рождает невротиков. Ребёнок попадает в замкнутый круг: мне плохо — я прошу о помощи — меня стыдят и ругают — мне ещё хуже
Это рождает ещё и навязчивое чувство вины: меня ругают, когда мне плохо, а значит — я не заслуживаю хорошего отношения.
К сожалению, это происходит не только в школе, но и дома. «Мама, я хочу пить» — «терпи», «папа, мне неудобно сидеть» — «терпи». «Меня обижают» — «терпи». Расскажешь об этом — ты ябеда. Полезешь давать сдачи — ты хулиган. Просто терпи. Не обращай внимания.
Конечно, порой терпение необходимо и полезно. Можно потерпеть час езды в душном автобусе. Можно потерпеть боль в животе, прежде чем подействует таблетка, назначенная врачом (вы ведь не терпите боль по несколько дней, а сразу идёте к врачу?). Но насилие над собой терпеть нельзя.
Отказ терпеть — это уважение и любовь к себе. Необходимо как можно раньше учить детей уважать свои личные границы и границы других людей. Процесс будет длительным, путь — тернистым, но счастье и благополучие стоят того.
Взрослым тоже стоит помнить об уважении. Иногда понять потребности и чувства ребёнка бывает трудно. Хорошим началом будут доверительные разговоры и реальная помощь (если она нужна).
4) "Сила, наглость и хамство". Рассказ от имени учителя. Сколько сейчас возмущения оттого, что учителя стали бесправны, а детям всё можно! Что именно нам запретили? Повышать голос, поднимать руку, писать на лбу «идиот», заклеивать рот скотчем, угрожать? Так и слава Богу! Нас потихоньку лишают возможности быть насильниками, и мы оказываемся в непростой ситуации. Есть учитель, который не может пользоваться своим положением, силой, и класс, которому первоначально плевать на предмет и вообще скучно. Что мы тогда можем как профессионалы? Сумеем без запрещённых приёмов добиться уважения и расположения детей, заинтересовать их русским и математикой?
Наглость и хамство — вещи одного порядка. Без первого второму негде вырасти. Вроде бы именно в этих пороках постоянно обвиняют детей. Взрослые зато как будто не хамят, а поучают, наставляют на путь истинный, ругают. Но разве не хамство лежит в основе учительских выражений, интонаций, всех этих обезличивающих «сели», «встали», «достали тетради», обращения по фамилии?
В первый год работы мне нахамили в столовой, приняв за ученицу, но сменили тон на уважительный, когда поняли, что я учитель
Об этом умении меняться в общении с сильным и слабым писали Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов. О том, как чувствует себя объект хамства, можно прочитать у Довлатова в эссе «Это непереводимое слово „хамство“». Не хочется верить в то, что школьники ежедневно сталкиваются с наглостью и хамством педагогов и администрации, а потому быстро учатся подстраиваться под власть имущих и, конечно, врать.
Я не совсем согласна с Алексеем Серебряковым: сила, наглость и хамство не национальная идея России, но наши национальные черты. И пока мы не переступим эти черты, не появится новая школа, а ФГОСы так и останутся на бумаге.
Почему Россия производит впечатление страны забитых, затюканных детей и безмерно наглых, плюющих на окружающих взрослых? Может именно детская забитость и затюканность, постоянное подавление личности, постоянное хамство со стороны старших и воспитывает человека хамом и невежей?
Почему в России взрослые всегда готовы грубо отчитать плачущего от боли ребенка, но при этом для себя считают допустимым разговаривать в полный голос по телефону в общественных местах, не опасаясь замечаний?
Почему учат уважать старших, но сами не уважают никого, кроме себя, а уважение стало чуть ли не синонимом ритуального унижения? Почему многие считают нормальным стоять прямо в дверях в зале ожидания или в вагонах метро? Почему нормально занимать парковочное место, расчищенное соседом? Почему ставить машину у подъезда это круто? Не попытка ли это взять реванш за все те унижения, которым подвергались эти люди в детстве?
И как можно человека научить уважать окружающих, методично убивая его уважение к самому себе? Способны ли на гуманность к другим люди, которых с детства приучили быть жестокими даже по отношению к себе?
Использованные материалы: https://www.b17.ru/article/102678/ https://mel.fm/blog/dana-skhanova/25910-terpet-vertet-obidet-kak-roditeli-vospityvayut-v-detyakh-bespomoshchnoye-terpeniye https://mel.fm/blog/rimma-rappoport/28735-sila-naglost-i-khamstvo--to-na-chem-derzhitsya-sovremennaya-shkola-i-poka-tak-my-ne-smozhem-eye-izmenit
|