Балахна
  Главная  Главная Доска объявлений  О Балахне  Видео о Балахне  Детское ТВ  Реклама на сайте +7-902-786-10-22 



Рассказал: Модератор в 14:22 3.02.2021| Конкурс | Вернуться к новостям

Сопоставительная фотография – кто лучше? (Второй выпуск)

К сожалению, мы пока не получили каких-либо откликов по поводу трех фотоснимков, опубликованных в первом выпуске. Понятно, что не так-то просто сделать парные снимки, поскольку все предложенные фотографии были выполнены из квартир. Вероятность того, что-то кто-то из жильцов этих квартир или их родственники, друзья, знакомые заглянут на наш сайт, заинтересуются темой, увы, невелика.

Тем не менее, наше предложение остается в силе: вполне возможно, что однажды кто-то из наших читателей познакомится с материалами первого выпуска и сумеет что-то предпринять.

Зигзаги судьбы порой неожиданны: разве можно было представить себе, что некоторые старые черно-белые снимки родного края ныне станут поводом для особого разговора? Как знать, может, опубликованные сейчас снимки «всплывут на поверхность» много лет спустя.

* * *

В редакцию нашего сайта поступил интересный отклик. Ольга К. прислала сопоставительную пару снимков. Они сделаны из окна четвертого этажа дома №4 по улице Чапаева. Первая фотография – это, вероятно, конец 70-х или начало 80-х годов прошлого века.



Всмотримся в изображения. Столба со светильником (по центру кадра) уже нет (но чуть левее и дальше появился другой столб – он прямоугольного сечения).
И, конечно, растительность! Даже зимой голые ветви лиственных деревьев и кустарников перегораживают те фрагменты изображения, что четко видны на старом фото! А летом нам вообще не удалось бы ничего рассмотреть: высокая береза на переднем плане своей зеленью перекроет больше половины кадра!

Торец панельного дома №1Б (улица Фрунзе) почти скрылся из виду. Неотчетливы кирпичные дома №1 и №2 (переулок Фрунзе) в левой части кадра.
Сохранился слегка накренившийся столб левее центра кадра (на современном снимке на этом столбе виден дорожный знак) и следующий (более далекий).

Что можно сказать по поводу точки съемки? Если сдвиг и есть, то он незначительный: это понятно, поскольку новая фотография сделана (предположительно) из того же окна, что и много лет назад.

Вроде бы ничего не исчезло за несколько десятков истекших лет – только прибавилось и изменилось. Но изменения значительные: обратим внимание на внешний вид одноэтажной пристройки к дому №2 (улица Юбилейная), на расплодившиеся как грибы павильоны всяческих торговых точек (справа). За окном ныне совсем другое время!

Новый снимок выполнен с помощью смартфона – отсюда сильные искажения прямых линий по краям кадра: см. вертикали этажей дома №4 (слева) и дома №2 (справа) по улице Юбилейной. Никуда не деться: так работают широкоугольные объективы. Пользователи смартфонов знают об этом эффекте по непропорционально широким лицам персонажей вблизи краев изображения на групповых портретах (когда весь кадр от края до края заполнен людьми).

Границы кадра тоже заметно отличаются при сравнении снимков. Но мы подчеркнем, что, конечно же, нет смысла предъявлять какие-то серьезные формальные замечания к присланной паре фотографий!

Разумеется, говорить о художественной ценности таких фото не приходится: ведь такие снимки делаются для истории, это хроники былого и настоящего.

И все же у нас было желание (ради интереса) подправить кое-что во втором снимке: кривизну вертикальных линий по краям кадра и сами границы кадра. Старый снимок тоже имеет искажения, но они не столь значительны, поэтому с этим снимком никаких операций не делалось.

Вот какая пара у нас получилась:



А теперь мы ненадолго отклонимся от темы сопоставительной фотографии и затронем историю нашего микрорайона.
Ольга К. прислала нам еще одно старое фото. По словам Ольги, в конце 60-х ее дедушка попытался сделать что-то вроде панорамы, выполнив четыре снимка с балкона, а затем склеив их. Склейка получилась очень грубой, т.е. фактически это не панорама, а просто группа фотографий, сделанных из одной точки, но различающихся ракурсом.

С помощью своего смартфона Ольга сделала «настоящую» панораму: современная техника позволяет выполнить такую операцию без особого труда. Романтическая эпоха трудоемкой «мокрой» фотографии ушла в прошлое. Прогресс электроники и автоматической программной обработки изображений – налицо:



В правой части старой «панорамы» мы наблюдаем бараки и многочисленные сараи. Старшее поколение правдинцев хорошо помнит эти строения. История! Пожалуй, это один из немногих снимков периода застройки Правдинска «пятиэтажками», на котором хорошо просматривается весь этот участок местности. (Очень может быть, что это фото вообще единственное.)
Мы еще раз благодарим Ольгу К. за присланный материал! И надеемся, что и другие наши земляки захотят последовать ее примеру!

* * *

Продолжим наши рассуждения по теме.
С некоторой долей условности можно ввести простую классификацию пар снимков. Вот ее суть.

Если главным элементом на старом снимке является какой-нибудь крупный объект (здание, конструкция), а на новом его нет, то это будет примером ИСЧЕЗНОВЕНИЯ. Если на старом фото – некое пустое (почти пустое) пространство, а на более поздней фотографии мы видим новый объект, то это ПОЯВЛЕНИЕ. Если же наблюдаем переход от старого к новому (к примеру, возведение нового здания на месте старого), то здесь – ЗАМЕЩЕНИЕ. И, наконец, если на позднем снимке мы наблюдаем трансформацию отдельных элементов изображения, то можно употребить термин ИЗМЕНЕНИЕ.

Приведем пару снимков, являющуюся типичным примером исчезновения. Эти две фотографии уже публиковались на нашем сайте. Они интересны тем, что основной зацепкой тут являются стволы деревьев.





Старый снимок относится к 70-м годам прошлого века, новый снимок сделан в 2012 году. Расстояние во времени – около 35-и лет.

Какие детали здесь интересны? На новом снимке можно заметить бетонные столбы (слева) – их нет на старом снимке. И, конечно же, деревья на переднем плане фото, в правой части кадра. Нагляден рост стволов. Именно их взаимное расположение и позволило с достаточно высокой точностью отыскать место, где стоял фотограф. Ошибка, пожалуй, не более двух-трех метров (неплохой результат).

Может быть, не столь точны границы кадра (речь о левой и верхней кромке нового снимка), но в целом эту пару фотографий можно считать удачной.
Да, старая Правдинская больница (улица Кирова) – это уже далекая история. Всё, что имеет начало, имеет и конец…

Примером изменения может послужить следующая пара фотографий (она тоже уже публиковалась на нашем сайте):





Первый снимок относится к началу или к середине 50-х. Второй сделан несколько лет назад. Расстояние во времени не рекордное, но значительное – около шестидесяти лет.
На старом снимке идет серьезная реконструкция (достройка) здания. В архиве автора этих строк есть фотография, достоверно относящаяся к 1957 году, на которой строение уже обрело колонны и прочие архитектурные элементы.

Любопытная тонкость: если внимательно всмотреться в оба снимка, то можно догадаться, что положение входа в здание (двери) было изменено! На новом снимке эта деталь расположена правее. Кроме того, на старом фото нет никакого балкончика – это новый элемент.

Обратим внимание и на заготовку «псевдоколонн» (наверное, в языке архитекторов для такого элемента декора существует какой-нибудь специальный термин): на старом снимке между окнами видны вертикальные параллельные брусья. Это место для будущих выступов на стенах, оживляющих внешний облик фасада.

В левой части старого снимка – молодое деревце высотой, пожалуй, не более пяти метров. Ныне это мощная старая липа. Это дерево помогло при поиске точки съемки современного фото: ствол дерева как раз проецируется на левый край здания, а на дальнем плане заметен двухэтажный жилой дом по улице Фрунзе (он был объектом загадки в одной из наших викторин).

Границы кадра подобраны достаточно точно. Приведенный пример – с учетом разницы во времени – хорошая сопоставительная пара.

Жаль, что мы, вероятно, никогда не узнаем автора старого снимка – именно его труд позволил запечатлеть историю этого строения. Когда-то давно тут были и столовая (на втором этаже), и детский сад, и Детский Дом Культуры (именно такое название мы видим на фото). В 60-х годах и позже правдинцы называли его просто Детским Сектором. Ну, а нынче это МФЦ – конечно, нужное заведение, но, увы, уже не имеющее к культуре никакого отношения.

Самой увлекательной (и иногда довольно сложной) операцией при подготовке второго снимка пары является подбор точки съемки. Отнюдь не всегда можно зацепиться за предметы переднего плана (они попросту могут отсутствовать), да и на среднем плане старой фотографии не всегда можно найти что-нибудь полезное. Выручить может только взаимное расположение некоторых деталей среднего и дальнего плана. Приведем характерный пример (все три фотоснимка взяты из архива автора этих строк).







Старый снимок (середина 90-х) получился не очень удачным: слишком высокий контраст привел к потере деталей (например, плохо проработано изображение торца дома №8Б по улице Кирова в правой части кадра). Это несколько усложнило поиск точки съемки в нынешнем веке (уже на цифровой фотоаппарат). Вторая фотография (зимняя) – это 2012 год, а третья – 2015.

Подходящей зацепкой послужили опоры ЛЭП, выстроившиеся в перспективу (в глубину пространства). К сожалению, на старом снимке вторая и последующие опоры недостаточно проработаны. Но именно взаимное расположение первой (ближней) и второй (следующей) опор позволило найти прежнюю точку съемки с точностью до нескольких метров. По грубой оценке ошибка здесь – не более 6 - 8 метров.

В правой части изображения – появление нового жилого трехэтажного дома. На втором фото стройплощадка еще огорожена, на третьем фото все уже обрело современный вид. Отметим также, что торец пятиэтажного панельного дома выглядит на третьем снимке измененным: стена была утеплена.

Конечно, на современных двух снимках границы кадра (относительно исходного фото) и масштаб всего изображения подобраны не вполне точно, но допустимо.

* * *

Понятно, что подавляющее число людей, нажимающих кнопки своих смартфонов или цифровых фотоаппаратов, совершенно не задумывается о тонкостях. Такова эпоха массового распространения цифровых устройств, когда получить достаточно качественные снимки может даже ребенок (хотя бы случайно). В эпоху классической «мокрой» фотографии на счету был каждый кадрик фотопленки. Особо не пошикуешь: на ролике стандартной малоформатной пленки – всего 36 кадров. Это не гигабайты флеш-памяти цифрового устройства: приходилось прикидывать, сколько кадров осталось, а при съемке с ответственностью подходить к выбору точки и границ кадра.

Материалы в рамках заданной темы мы, конечно же, готовим не для обывателя, который вряд ли по-настоящему заинтересуется всем этим. Мы хотим помочь вдумчивому фотографу, который хочет непременно учитывать нюансы операций сопоставительной фотографии. (Сопоставительная фотография – это особый случай, это для увлеченных людей.)

Например, неплохо усвоить следующий прием. На обоих краях старого снимка (ближе к левому и к правому срезам) желательно найти хотя бы по одной паре объектов, один из которых расположен на переднем или среднем плане и проецируется на второй, отдаленный, служащий фоном. Триангуляция: такой термин здесь вполне пригоден в качестве аналогии. Два направления (относящиеся к разнесенным по горизонтали точкам изображения) помогут отыскать былую точку съемки.

А теперь поговорим вот о чем. Само получение вторых (современных) снимков на основе старых (т.е. создание сопоставительных пар) может стать своеобразным соревнованием фотографов. Конечно, вряд ли это повод для организации полноценной викторины с четкими правилами и жестко заданными сроками проведения турнира – ведь не так уж и много людей (наших земляков-балахнинцев) наберется для такого возможного конкурса.

Тем не менее, вопрос в заголовке этого выпуска («Кто лучше?») вполне может стать актуальным. И автор этих строк (Павел В.) предлагает всем фотографам, которых привлекает (может привлечь) обсуждаемая тема, попытаться повторить некоторые фотографии.

Мы будем публиковать старые снимки для того, чтобы вы, уважаемые друзья, смогли показать свое мастерство в подготовке парных фотографий. Ну, а любой читатель этих заметок сможет высказать свое мнение по поводу качества опубликованных сопоставительных фотоснимков.

Начнем мы с пары снимков, которые были использованы в первой заметке темы в качестве заставки:



Второй снимок был выполнен известным фотографом Виктором Каплуном. Получилась интересная сопоставительная пара со значительным расстоянием во времени. Внимательно всмотримся во вторую фотографию пары:



Обратим внимание на двухэтажное здание в левой части кадра (улица Энгельса, 1). Можно сделать простой вывод: оно ДОстраивалось (в направлении площади). Вот три снимка – первые два из них очень старые: 1926 г. (наводнение) и 1928 г. Третий выполнен, вероятно, в 60-х (или несколько раньше). Кстати, отчетливо видно, что на боковой стене строения – по пять мест для окон (на первом и втором этажах), причем их вид (само наличие оконных проемов) изменялся:







Отметим также, что, по всей видимости, Виктор Каплун (когда делал свой снимок пары) не ставил себе целью с максимальной точностью повторить старую фотографию. Заметны различия в ракурсе – вследствие смещения точки съемки.

Именно это является поводом для выполнения нового снимка! Кто захочет и сможет повторить старый снимок с ПРАВИЛЬНОЙ точки? (Может быть, сам Виктор сумеет сделать это? Заодно Виктор мог бы указать хотя бы приблизительную дату выполнения второго снимка приведенной пары - вероятно, времени прошло уже немало.)

Третий снимок - это было бы интересно и поучительно! Но возможно ли ныне встать в прежнюю точку съемки? Только практическая проверка даст ответ на этот вопрос.
Эта сопоставительная пара – пример исчезновения и изменения. Исчезли колокольня церкви во имя иконы Печерской Божией Матери (с часами) и Вознесенский собор (справа). Существенно изменилось, как мы отметили, строение №1 по улице Энгельса.

Упомянутый выше прием триангуляции предлагаем применить на практике. Вот исходное фото – оно было кем-то размещено в Сети. Предположительно, это 70-е или 80-е годы. Попробуйте повторить этот снимок! Попутно хотелось бы уточнить приблизительную дату съемки и узнать имя автора старой фотографии.



Отыскать в Правдинске это место не так уж и сложно. Сложнее получить точную современную копию этого снимка – имеется в виду соблюдение точки съемки, ракурса и границ кадра. На представленном изображении есть подходящие элементы для этого. Надо лишь суметь найти их.

Понятно, что выполнять современный снимок лучше зимой, ранней весной или поздней осенью: летом густая листва не позволит получить что-нибудь интересное.

При съемке надо выбирать пространство изображения с небольшим запасом, чтобы потом, при последующей обработке (на ПК или на смартфоне) можно было бы добиться почти полного сходства со старым фото (имеются в виду границы кадра). Но можно присылать и необработанный снимок (мы попробуем обработать его). Главное – это правильно выбранная точка съемки!

Еще раз отметим, что камеры смартфонов – это широкоугольники (с большим угловым охватом отображаемого пространства). Не очень опытного фотографа это свойство аппарата часто сбивает с толку: точка съемки выбирается неверно (фотограф невольно подходит к объекту ближе, чем следует). Камеры цифровых фотоаппаратов и смартфонов имеют зуммирование. Желательно «играть» с ним при съемке, внимательно анализируя результат.

Современная «цифра» позволяет быстро «нащелкивать» сразу несколько кадров. Поэтому перемещаясь в пространстве, можно получить несколько вариантов второго фото пары, а потом выбрать оптимальный вариант.

Итак, пишите, уважаемые друзья! Присылайте ваши снимки – сканированные старые (одиночные), которых еще нет в Сети, и интересные сопоставительные!

ba-rebus@yandex.ru (Павлу В. – автору материала);

balakhna.ru@yandex.ru (в редакцию нашего сайта).

Часть 1: Что такое сопоставительная фотография? (Начальный выпуск)


Уважаемые читатели! Еще больше новостей в наших социальных сетях, подписывайтесь: Telegram, Вконтакте, Instagram.

Последние новости этой рубрики:

  • 03/02/2021 Сопоставительная фотография – кто лучше? (Второй выпуск)
  • 25/01/2021 Что такое сопоставительная фотография? (Начальный выпуск)

    Февраль 2021:272625242322212019181716151413121110090807060504030201>>

  • Сеть городских порталов "Это мой город". Нас читают более 50000 жителей Балахны, Городца, Заволжья, Чкаловска и Шахуньи.

    реклама в городе

    реклама в городе

    реклама на сайте
    Реклама на сайте +7-902-786-10-22

    ПОИСК ПО САЙТУ
    Искать через Google: Искать через Yandex:


    VIP-объявления

    VIP!

    Биржа труда

    Услуги

  • Теплицы под поликарбонат, грузоперевозки, стройматериалы
  • Теплицы-поликарбонат и все для сада! NEW!
  • Ремонт холодильников на дому
  • Чистка крыш от снега, сосулек. Утепление стен
  • Строительство и ремонт NEW!
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ

  • Недвижимость
  • Барахолка
  • Отдам/приму бесплатно
  • Ищу услуги/где купить?
  • Требуются работники
  • Ищу работу
  • Животные
  • Добавить объявление>>>


    ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Поздравляем!


    ДОБАВИТЬ ПОЗДРАВЛЕНИЕ



    Юридическая консультация

    Бесплатная юридическая консультация


    ДОБАВИТЬ ВОПРОС



    ВОПРОС-ОТВЕТ

    Вопрос-ответ


    ДОБАВИТЬ ВОПРОС



    СТОЛ НАХОДОК

    Стол находок


    ДОБАВИТЬ СООБЩЕНИЕ



    ДОСКА ПОЧЕТА

    Спасибо!


    ДОБАВИТЬ СООБЩЕНИЕ



    ДОСКА ПОЗОРА

    Стыдно


    ДОБАВИТЬ СООБЩЕНИЕ



    В СТРАНЕ И МИРЕ

    новости


    ДОБАВИТЬ НОВОСТЬ



    СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

    соболезнования


    ДОБАВИТЬ



    РАСПИСАНИЯ

    Расписание электричек 2021



    Расписание автобусов 2021


    ОФИЦИАЛЬНО
  • Администрация Балахнинского района
  • Газета "Рабочая Балахна"
  • Управление социальной защиты населения района
  • Расчет субсидий на ЖКУ
  • Об услугах МФЦ
  • Участники боевых действий

  • Яндекс.Метрика
    жПТХН вБМБИОЩ