Сопоставительная фотография (Четвертый выпуск)Мы продолжаем публикацию некоторых снимков и сопутствующих рассуждений в рамках нашей темы. Надеемся, что тем, кто следит за этой рубрикой, будет интересно прочесть все здесь изложенное.
Для старта четвертого выпуска мы подобрали вот такую пару снимков:
Первое фото сделано в 2009-м году – в начале строительства дома №27 по улице Горького. Второе фото – современное (начало марта 2021 г.).
Были ли трудности при подготовке второго снимка этой пары? Незначительные.
Потребовалась лишь элементарная внимательность. С правой границей кадра все довольно легко: край нового дома проецируется на краешек торца старого двухэтажного дома №25. С левой границей кадра чуть сложнее. Было непонятно: это та же самая металлическая труба-стойка, хорошо видимая на старом фото, или другая (просто похожая). Пришлось принять гипотезу, что та же самая.
Подспорьем при выборе точки съемки послужил и тот факт, что левая (дальняя) вертикаль торца нового дома в точности совпала с краем торца трехэтажного кирпичного дома (на заднем плане). Помог и столб по центру кадра.
Отметим, что на старой фотографии слева можно заметить руины двухэтажного деревянного дома №29 и дерево перед ним – сейчас ничего этого нет. (Место, где стоял старый дом, уже густо заросло.)
Конечно, точность «воспроизведения» старого снимка получилась не идеальная, но хорошая.
* * *
Двигаемся дальше. В Сети однажды был опубликован вот такой старый снимок (предположительно, 50-е годы прошлого века):
Понятно, что это фото было сделано из окна (или с балкона) одной из квартир дома №46 по проспекту Дзержинского («сорокА»).
В жизни бывает немало случайностей: оказалось, что автор этих строк хорошо знаком с человеком, который ныне проживает именно в этой квартире, - Владимиром С. Владимир пояснил, что когда-то в этой квартире жил опытный фотограф-любитель (по фамилии Галанов) – именно он автор старого снимка.
Современный снимок выполнил родственник Владимира – Андрей С. (был использован мобильный телефон). После подгонки границ кадра получилась вот такая фотография:
Понятно, что с выбором точки съемки серьезных проблем здесь не было (балкон). Небольшие искажения вызваны широкоугольностью камеры «мобильника». В историческом же плане получилась довольно интересная пара фотографий. Помимо явных изменений (дополнительные корпуса школы) можно заметить, например, что на площадке нынешнего стадиона «Юность» в 50-х годах стояли деревянные строения; на далеком плане можно увидеть трубы НиГРЭС (там тоже многое изменилось). Обратим также внимание на одноэтажную пристройку у основного здания школы. Она появилась приблизительно в начале 60-х (к началу 70-х там уже были установлены учебные токарные станки: мальчишки обучались приемам работы на них).
С разрешения Владимира мы публикуем еще один снимок из той же точки. Это фото, конечно, вне рамок нашей темы, но тоже представляет исторический интерес. Фотография сделана в 2018-м, когда горели руины дома №14 по ул. Горького (напротив школы):
Благодарим Владимира и Андрея С. за помощь в подготовке этого выпуска.
* * *
Теперь посмотрим на старое фото, которое когда-то сделал наш земляк Андрей Ш.
Предположительно, это конец 80-х или 90-е годы. Нетрудно догадаться, где располагался фотограф: на высоком крыльце так называемой «новой» столовой – ныне это «Spar». Отметим, что фото слегка «завалено» влево - это будет заметно при сравнении с современными снимками.
Захотелось повторить эту старую фотографию. Как оказалось, встать в ту же точку нынче не получится: мешает рекламный плакат по центру крыльца. Не хватило какого-нибудь метра – полутора метров пространства. Пришлось сделать несколько снимков и выбрать что-нибудь сносное. Вот первый снимок, выполненный в начале марта:
Точка съемки – с того самого крыльца, максимально близко к рекламному щиту. Видно, что береза (по центру фото) проецируется на фон (дом №33) не так, как на старом снимке. Это следствие неверного расположения фотоаппарата. Две недели спустя была сделана еще одна попытка. Автор этих строк встал на земле и при съемке поднял фотоаппарат над головой. Конечно, это не совсем то, чего хотелось. Вот что получилось после подгонки границ кадра:
Хорошо заметно, что теперь ствол березы проецируется почти точно также, как и на старом фото. Но высота точки съемки не та: увы, дорожный знак перекрывает изображение дома №33 в левой части кадра.
Любопытным фактом, который был выявлен при внимательном рассмотрении старого и первого современного снимков, стал бетонный столб левее изображения двух сосен. Понятно, что это тот же самый столб: несущая «штанга» (назовем этот элемент конструкции так), на которой закреплен светильник, смотрит влево. Все правильно. Но высота столба?
На старом снимке светильник проецируется на небо, а на новом снимке (точка съемки, напомним, на том же крыльце) светильник явно расположен ниже (он проецируется чуть выше окна пятого этажа). Странно, не правда ли? Неужели столб сильно погрузился в грунт!? Нет, конечно. Вероятно, «штанга» (или часть ее) и сам светильник были заменены.
Итак, какой же вывод можно сделать на данном примере? Во-первых, не всегда удается встать в ту же самую точку – хотя вроде бы все рядом. Во-вторых, даже надежные (сохранившиеся) ориентиры (в проекции на тот же фон) не всегда идут на пользу – по простой причине появления новых мешающих предметов на современном снимке. Говорить о качественной сопоставительной паре в таких случаях не приходится.
* * *
Дадим еще один пример, в котором не удается получить что-нибудь интересное. Вот старое фото (предположительно 70-х годов) – на нем видно здание СМУ-3:
А вот современный снимок (СМУ-3 давно уже нет):
Перед выполнением нового снимка (при рассматривании старого) была надежда, что удастся использовать элементы в правой части кадра. Двухэтажный кирпичный дом (это дом №2А улицы Бумажников) своим торцом проецируется на пятиэтажный (№1/2 проспекта Дзержинского).
На современном снимке вроде бы удалось более-менее правильно найти прежнюю точку съемки, опираясь именно на взаимное расположение в кадре упомянутых домов. Но результат малопривлекательный. И дело даже не в куче снега на переднем плане фото. Ветви деревьев, кустарников перекрывают элементы заднего плана. Увы, растительность – это своеобразный бич сопоставительной фотографии. (А в летний сезон вообще ничего путного не получается…)
* * *
Пишите, уважаемые земляки! Присылайте ваши снимки – и старые (одиночные), которых еще нет в Сети, и новые сопоставительные!
ba-rebus@yandex.ru (Павлу В. – автору материала);
balakhna.ru@yandex.ru (в редакцию нашего сайта).
|