Учитель года - 201413 марта в «Доме Москвы» прошел заключительный этап конкурса педагогического мастерства «Учитель года - 2014». Финалисток традиционного конкурса среди педагогов было пять, причем большинство составили педагоги начальных классов, их трое.
Среди самых успешных конкурсанток, выступивших в финале, – учитель начальных классов школы №6 Екатерина Николаевна Мартынова, учитель английского языка школы №6 Наталья Евгеньевна Козлова, преподаватель химии школы №10 Надежда Константиновна Морозова, учитель начальных классов школы №14 Ольга Анатольевна Банина и ее коллега из школы №17 Галина Федоровна Трифонова.
Конкурсанткам предстояло выполнить два задания – провести мастер-класс по своей специальности и творческий конкурс – презентацию по актуальной теме, посвященной Году культуры. В жюри конкурса вошли начальник управления образования и социально-правовой защиты детства Е.И. Сугакова, зам. начальника управления О.В. Сироткина, председатель профкома работников образования З.И. Артамонова, начальник отдела по взаимодействию с муниципальными образованиями Земского собрания района Н.А. Самохвалова и зав. информационно-диагностическим центром Л.В. Шелест.
С приветствием к участницам обратилась Е.И. Сугакова, отметив, что все педагоги, принявшие участие в конкурсе, показали высочайшее мастерство. «Сердце учителя открыто каждому, его сердце принадлежит детям, - заметила Елена Ивановна. - Вряд ли к представителям какой-либо другой профессии в той же мере применимы эти слова». Она пожелала всем участницам успеха, и каждой из них, а также зрителям получить удовольствие от этого конкурса, коллегам – заимствовать интересный опыт.
Елена Ивановна наградила дипломами управления образования полуфиналисток конкурса – преподавателя малярно-штукатурного дела школы-интерната VIII вида Оксану Владимировну Фролову и учителя музыки школы-интерната VI вида Людмилу Ивановну Русанову. По результатам жеребьевки выступать первой выпало учительнице химии школы №10 Надежде Константиновне Морозовой. На сцене она провела урок химии по определению кислотно-щелочного баланса различных сортов туалетного мыла и косметических средств. Добровольные помощницы помогли ей выполнить необходимые тесты по определению pH.
В зрительном зале были в основном ученики школ. Им выпала роль быть школьным классом, к которому и обращались учителя. Некоторые из конкурсанток очень активно привлекали ребят к происходящему, предлагали задания, спрашивали ответы. Учитель высшей квалификационной категории школы №6 Екатерина Николаевна Мартынова предварила свое выступление размещенным на экране лозунгом «Познание мира начинается с удивления. Удивляясь – удивлять, увлекаясь – увлекать». У нее, единственной из конкурсанток, была своя группа поддержки, ученики школы №6 активно болели за свою участницу.
Екатерина Николаевна провела урок литературного чтения на примере притчи – короткой поучительной истории, в которой скрыта народная мудрость. Так, секрет успешного человека – в умении ценить главное, расставить цели по степени их важности. Она предложила вызвавшейся помочь ей Евгении Кручининой положить в стеклянный сосуд с мелкими разноцветными камешками крупные камни, лежащие на подносе. На них были указаны разные цели – вера, крепкая семья, отпуск, интересная профессия, воспитание детей, дом и т.д.
С первой попытки девушке не удалось поместить все камни в сосуд, многие важные и значимые цели остались «за бортом». Педагог исправила ошибку: оказывается, в сосуде все можно разместить, и еще пространство останется. Просто крупные камни надо поместить в первую очередь, а мелкими цветными камешками заполнить пространство между ними. Так расставляются цели: важные, потом необходимые, затем – ежедневные.
«Английский рядом с нами» - тема урока Натальи Евгеньевны Козловой из школы №6. На простых житейских примерах она доказала, как глубоко английский язык проник в нашу жизнь, от электронной техники до этикеток в магазине – все это надо читать и понимать. Выход один – учить английский со школьной скамьи.
Галина Федоровна Трифонова предложила зрительному залу вспомнить о фразеологизмах – неразделимых выражениях, имеющих не прямое, а переносное значение. Их лексическое значение можно выразить одним словом. Например: сесть в калошу – опозориться, кот наплакал – мало, зарубить на носу – запомнить и т.д. На экране были рисунки, изображающие как это выглядело бы, если бы мы понимали фразеологизмы буквально – как вставлять палки в колеса, водить за нос…
На экране появился текст начала сказки о Красной Шапочке, и педагог предложила зрительному залу заменить в тексте некоторые выражения фразеологизмами. Так получилось, например, что мама не воспитывала дочку в строгости, а держала ее в ежовых рукавицах. Зрители пришли к выводу, что фразеологизмы – украшение нашей речи, они делают ее более выразительной. Ребятам в зале задание явно понравилось, они были активны.
«Может ли история Древнего мира помочь нам, людям, живущим в 21-м веке?» - такой вопрос поставила учитель школы №14 Ольга Анатольевна Банина. И убедительно доказала – может! 2014 год объявлен Годом культуры. Этой теме был посвящен творческий конкурс педагогов. Каждая финалистка раскрыла тему по-своему, но все выступления были интересными и яркими.
Союз химии и литературы доказала Н.К. Морозова. «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества», «Химия на всем протяжении истории представлялась наукой немного таинственной и романтической», - эти высказывания мыслителей прошлого стали эпиграфом выступления Надежды Константиновны. Она не только привела множество цитат классиков с использованием названий различных химических элементов, но также указала на неточности и ошибки.
Цель Года культуры – привлечь внимание к роли российской культуры в мировом историческом развитии, повысить культуру каждого россиянина, - с этого утверждения начала свою творческую презентацию Е.Н. Мартынова. Главное внимание она уделила культуре общения, культуре человеческих отношений. Этому учитель начальных классов школы №6 учит своих первоклашек с самого первого урока, который называет «Введением в школьную жизнь». Екатерина Николаевна отметила многообразие культур различных народов, все они должны жить в мире, уважать и поддерживать друг друга. Танцевальный коллектив школы, как иллюстрацию к ее выступлению, представил на сцене различные танцы – русский под мелодию «Калинки», украинский гопак, греческий «Сиртаки».
Н.А. Козлова свою презентацию назвала «Нижегородская прогулка». Эту виртуальную прогулку вместе с учителем совершили зрители, увидев на экране достопримечательности нашего областного центра, а также нашего родного города – панораму Балахны с высоты птичьего полета, исторические памятники «Усадьба купца Худякова» и «Дом Плотникова», «Дом Москвы» с его музеем нашего великого и прославленного земляка К. Минина. А завершила свою виртуальную прогулку Наталья Евгеньевна, исполнив на сцене известную песню о городе, похожем на светлый сон – «Нижний Новгород называется он».
Виртуальное путешествие представила и Г.Ф. Трифонова, утверждая, что «Учитель – профессия дальнего действия» и с учителя начинается знакомство с прекрасным, путь к достижениям, она пригласила зрителей еще раз полюбоваться на экране великолепным зрелищем закрытия Олимпиады в Сочи.
«Школа – одна из ступеней, где формируется культура человека», - продолжила О.А. Банина из школы №14. Ее девиз: «Твори добро!» В школе формируются культура внешнего вида, культура речи, культура общения, культурные традиции. Ольга Анатольевна предложила залу вместе сочинить стихи о культуре. Коллективный шедевр состоялся. На том конкурс и завершился. Пока жюри подводило итоги, зрителей развлекали танцевальные коллективы, выступившие на сцене.
Итоги подвела начальник управления образования и социально-правовой защиты детства Е.И. Сугакова. Она отметила, что педагоги показали многообразие своего мастерства, свою эрудицию. Учитель химии хорошо знает литературу, учитель начальных классов – историю, а преподаватель английского языка не только увлекательно знакомит с достопримечательностями родного края, но и хорошо поет. Елена Ивановна поздравила всех финалисток конкурса с успешным выступлением, вручила дипломы участниц Г.Ф. Трифоновой и О.А. Баниной и объявила победительниц. Первое место и звание «Учитель года – 2014» присуждено Е.Н. Мартыновой, второе место – Н.Е. Козловой, третье – Н.К. Морозовой.
До недавнего времени финальный этап конкурса «Учитель года» был красочным шоу, где у каждого конкурсанта была группа поддержки, представлявшая своего учителя. Зрители знакомились с его визитной карточкой, узнавая много интересного о педагоге, его характере, увлечениях и предпочтениях. Учителя пели и танцевали, читали стихи, покоряя артистизмом, который в этой профессии – не лишний дар.
На этот раз личность учителя осталась во многом за кадром. Выступления были блестяще подготовленными и убедительно показывали мастерство наших педагогов, но напоминали школьные открытые уроки. Наверное, организаторы конкурса могут привести свои резонные доводы в пользу именно такой формы проведения конкурса. Но пять конкурсантов (а первоначально намечалось восемь!) - это десять уроков, хотя и сокращенных. И ни одной перемены. Согласитесь, утомительно для зрителей, особенно учащихся, которые в этот день уже посетили уроки в родной школе. Возможно, в финальном этапе следовало ограничиться одним конкурсным заданием, а не двумя?
Л. ЧИСТЯКОВА, газета "Рабочая Балахна" На снимках: учителем года - 2014 стала учитель начальных классов школы №6 Екатерина Николаевна Мартынова; финалисты конкурса; определить рН косметических средств Н.К. Морозовой (слева) помогают зрительницы; за Е.Н. Мартынову в зале активно болела группа поддержки, а на сцену во время ее выступления вышла танцевальная группа учащихся школы №6. Фото Р. ПУЧКОВА
|