Как возместить ущерб при аварийных ситуациях, возникших по вине управляющих компаний, в многоквартирных домах?При появлении любой аварийной ситуации, возникшей по вине управляющей компании, в случаях резкого колебания напряжения в электрической сети, затопления квартиры либо неисправности любого общего имущества, которое может повлечь за собой повреждение собственного имущества владельца квартиры, необходимо правильно действовать, чтобы добиться возмещения причиненного ущерба.
Для разрешения ситуации существуют два варианта возмещения ущерба: добровольное возмещение ущерба и принудительное возмещение ущерба – в судебном порядке.
Порядок действий владельца квартиры многоквартирного дома (МКД) После того как произошла аварийная ситуация в квартире, необходимо в первую очередь по телефону подать заявку диспетчеру аварийной службы с сообщением о факте аварии. Заявка подается в любое время суток. Информация о телефонах должна доводиться до сведения жителей МКД на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Одновременно необходимо направить письменное заявление исполнителю услуг (в управляющую организацию, жилищно-эксплуатационное управление или в другую организацию, обслуживающую многоквартирный дом) с целью проведения осмотра квартиры и выявления причины аварии. Для составления акта создается соответствующая комиссия, которая фиксирует виды повреждений, размер (объем) повреждений и, самое главное, причину аварии. Один экземпляр акта обязательно передается владельцу квартиры.
При наличии акта о причинении материального ущерба необходимо определить и размер ущерба. Для этого можно провести независимую оценку материального ущерба, с привлечением сторонней экспертной организации, которая составит смету средств, которые потребуются для проведения необходимых восстановительных работ и приведения состояния квартиры в первоначальный вид. Также можно произвести восстановительные работы (например, покрасить пол, наклеить новые обои, отремонтировать телевизор) за свой счет. Однако следует помнить, что необходимо сохранять документы, подтверждающие факт восстановления утраченного имущества (чеки, квитанции, договоры выполнения работ и другое).
Заявление в письменной форме с требованием возместить стоимость потраченных денежных средств необходимо направить в адрес управляющей компании, имея документально оформленные доказательства, подтверждающие факт причинения материального ущерба. В случае если исполнитель услуг на данное заявление не реагирует или отказал в удовлетворении требования, следует обращаться в суд с исковым заявлением. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», иск в суд предъявляется по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
При отсутствии вины управляющей компании в аварийной ситуации имущественные претензии по возмещению стоимости утраченного имущества предъявляются к виновному гражданину также в суде, в случае отказа гражданина в возмещении вреда в добровольном порядке.
А. НУЖДИНА, специалист- эксперт ТО в Балахнинском районе, городском округе город Чкаловск
|