Конево: история в лицах и деяниях
Первое письменное упоминание о деревне Конево содержится в Дозорной книге Жарской волости 1616 г. Конево было пожаловано участнику II народного ополчения 1612г., участнику освобождения Москвы от поляков, стрелецкому голове Семену Андреевичу Коковинскому. В Конево числилось 7 дворов, а жили в них крестьяне: Онисимко Дмитриев, Ивашко Мартынов, Степанко Павлов, бобыль Сидорко Павлов, бобыль Ивашка Ерш, бобыль Трешка Сидоров, бобыль Васка Павлов. Занимались они земледелием, хотя земля у них была «худа». К деревне были приписаны сенные покосы по реке Сейме от верховья до Черемисского озера и на Волге две десятины, в Слободцких покосах и на Большом острове.
В 1646г. деревня разрослась, в ней было уже 15 дворов, что по тогдашим мерам было много, так как дворы были большие, в них проживало по 2-3 поколения. Семен Андреевич прожил долгую жизнь, хотя и участвовал во многих битвах. Будучи уже в преклонном возрасте, он в 1646г., видимо повторно, женился на вдове Якова Ивановича Салманова Анне, которая тоже владела вотчинами. Род Коковинских разрастался, как увеличивались и их земельные владения. После смерти Семена Андреевича деревня Конево перешла во владение его сына Иева Семеновича. При нем, в 1678г. была проведена очередная перепись города Балахны и Балахонского уезда, которая зафиксировала в Конево 51 человека, два двора стояли пустыми.
Во времена правление первого российского императора Петра I в стране происходят грандиозные изменения во всех сферах. Конево уходит из рода Коковинских. Новым владельцем деревни становится князь, капитан Семен Иванович Ухтомский. Эта личность хорошо известна в истории. Он был участником самых крупных сражений Северной войны (1700-1721 гг.): сражения при Лесной (1708г.) и битвы под Полтавой (1709г.). В 1719г. в деревне проживал 101 человек. Они являлись прихожанами церкви в селе Юрино. Коневские крестьяне, как большинство «низшего» сословия империи, были крепостными. Отрабатывали на владельца барщину, платили оброк. Особо барские приказчики следили за частновладельческими лесами. Коневские крестьяне даже не могли без разрешения хозяина не только пилить лес, но и собирать валежник.
Во времена правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) Конево вернулось во владение Коковинских. Новым владельцем стал лейб-гвардии Преображенского полка капитан-поручик Никита Федорович Коковинский, но вскоре Конево вместе с близлежащими деревнями: Олисово, Бедокурово, Орлово, Рылово, Реброво, Погарново, Слопиху - выкупил балахнинский купец, директор железоделательных заводов на Урале Петр Игнатьевич Осокин. После его смерти земли перешли во владение правнучки младшего брата Петра Игнатьевича – Елизаветы Игнатьевны Осокиной, в замужестве Лебедевой. Ее супруг – Евграф Алексеевич Лебедев, обер-бергмейстер Пермского горного правления, приехав в Конево, нашел там кварцевые (стекольные) пески и решил построить стекольные заводы.
В 1795г. Коневский и Погарновский стекольные (или, как раньше называли, стеклянные) заводы начали выпускать свою первую продукцию. Стеклоделие существовало на Руси еще в Киевский период в IX-XII вв. Беспощадные полчища татаро-монгол нанесли сильный удар и этому виду русского искусства. Волшебное ремесло стекловаров стало возрождаться лишь после многочисленных войн и смут, в царствование первого из Романовых – Михаила Федоровича. В 1635г. на первом русском стекольном заводе, расположенном в пустоши Духанино под Москвой, стало производиться оконное стекло и посуда из зеленоватого стекла. Царь-реформатор Петр I способствовал открытию в России стеклоплавильных заводов. К концу его царствования их насчитывалось уже 12. «Свое» стекло было гораздо дешевле европейского, так как на заводах применялся фактически бесплатный труд крепостных крестьян. Основного сырья – песка, правда, особого сорта, «кремнистого», в России было довольно. Стеклянные изделия стали входить в быт не только аристократической знати и богатых купцов, но и горожан.
Около середины XVIII в. был основан стекольный завод и на Балахнинской земле. Его владельцем был балахнинский купец Городчанинов. Род Лебедевых был внесен в 6-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии. Символом Коневского завода стал «Черный Лебедь», название, безусловно, происходило от фамилии владельцев завода, даже на гербе которых был изображен лебедь. Это было главное отличие от завода Гусь-Хрустального, символом которого был Гусь.
Крупный помещик, дворянин, владевший имениями в Казанской, Вятской, Пензенской и Нижегородской губерниях, Евграф Алексеевич владел и несколькими фабриками и заводами, в частности, солеваренными в Балахне, которые ему также достались от Осокиных. Проживая в Казани, он сам никак не мог заниматься столь обширным хозяйством. Доверенные лица и управляющие следили за производством на фабриках, вели тяжбы по земельным делам и вопросам о владельческих правах. В августе 1816г. он приезжал в Балахну и посещал стекольные заводы. Тогда же была составлена «ревизская сказка» на крестьян, работавших на заводах: на Коневском – мастеровых людей было «54 мужского и 57 женского полу (с детьми)». (Они были переведены сюда из деревни Олисовой и села Покровского Арзамасского уезда); на Погарновском – «44 мужского и 44 женского полу (с детьми). Кроме мастеровых при фабрике проживало 2 семьи дворых людей (с детьми)».
У Евграфа Алексеевича было три сына. Дмитрий Евграфович родился в 1788г. Николай Евграфович родился в 1797г., был поручиком, в 1833г. мамадышским уездным предводителем дворянства. Александр Евграфович родился в 1798г., в 1840-1842 гг. являлся лаишевским уездным предводителем дворянства. Владел в городе Казани тремя каменными домами, каменной кузницей, тысячами душ крестьян, деревнями и лесами. Умер он около 1889г.
В 1827г. Евграф Алексеевич по старости лет, по слабости здоровья и при очень слабом зрении отошел от дел и оформил доверенность на своего сына Николая, отставного поручика артиллерии, уездного предводителя дворянства в городе Мамадыш Казанской губернии. После смерти отца и старшего брата владельцем стекольных заводов и другого движимого и недвижимого имущества становится Александр Евграфович Лебедев, который тоже чрезвычайно занят по службе, и стекольными заводами в Бурцевской волости управляет Петр Иванович Крохин.
Всего в Балахнинском уезде в середине XIX в. А.Е. Лебедев владел 1128 десятинами земли и 173 душами крестьян. Сведения о работе стеклоплавильных заводов Лебедева содержат статистические таблицы о народонаселении и промышленности по Нижегородской губернии за 1858г. На заводах «выделы-вается зеленое и полубелое стекло из материалов белой глины, соломенного тепла… кромки и белого поташа; сбыт стекла производится преимущественно на Нижегородской ярмарке». Погарновский завод вскоре был закрыт, а его рабочие были переведены на разросшийся Коневский завод. К 1889г. Конево было уже очень крупным поселением. В нем проживало 473 крестьянина, из них 52 человека были грамотными. Большинство работали на заводе, и лишь немногие занимались земледелием.
Следующими владельцами Коневского завода были: во второй половине XIX в. – Александр Александрович Лебедев, в первой половине XX в. – Михаил и Александр Александровичи Лебедевы. Михаил Александрович родился 27 октября 1886г. и был крещен в придворной Конюшенной церкви Санкт-Петербурга, в 1911-1917 гг. был чистопольским и мамадышским уездным предводителем дворянства. Последний владелец Коневского завода – Александр Александрович Лебедев был камергером императорского двора, действительным статским советником, в 1914-1917 гг. – лаишевским уездным предводителем дворянства.
В XX век Коневский завод вступил технически хорошо оснащенным. Его инвентарь, состоящий из 2-х газовых печей на 10 горшков каждая и 2-х газогенераторов к ним, оценивался в 13100 руб. Трудилось на заводе в разные годы от 180 до 225 рабочих в лучшие годы. Управляющим при последних Лебедевых был Адриан Давидович Дерюгин, родом из Казани. В 1860-е гг. он построил напротив завода деревянный дом на каменном фундаменте с мезонином, в котором и проживала его семья.
Его сын нижегородский мещанин Иван Адрианович Дерюгин столь успешно работал у Лебедевых, что в 1895г. смог открыть свой стекловаренный завод недалеко от Конево - в деревне Рылово. Сначала им было построено деревянное здание завода, но производство стекла и его сбыт шли столь успешно, что уже в 1903г. он «воздвиг» и каменные корпуса, построил ремонтную мастерскую, кузницу, склад глины, контору на каменном фундаменте, каменную гончарную, дома для рабочих – всего 125 построек и пристроек почти на 50 тыс. руб. На Дерюгина работало до 100 человек.
Но грянул 1917 год. Как хрупкий стеклянный дворец, разбилась Россия, и, как множество осколков, разлетелись по бывшей империи десятки партий, союзов и правительств. Закрылись и стекольные заводы. Коневский завод возродился уже на новых, социалистических началах.
М. КАРТАШОВА, кандидат исторических наук, директор музейного историко-художественного комплекса На верхнем снимке: Дом А.Д. Дерюгина
Автор благодарит за предоставленные данные ведущего сотрудника Российского государственного архива древних актов (г. Москва) Сергея Васильевича Сироткина и кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника ГБУ «Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан» (г. Казань) Елену Валерьевну Миронову.
|