Снова про наш полигон ТБО: Нижегородский тупик в Балахнинском районе
Как мы уже не раз писали, в поселке Гидроторф прошел пикет жителей, на котором было подписана петиция в адрес президента, генерального прокурора и губернатора Нижегородской области. В этом обращении жители потребовали от властей проверить деятельность Балахнинского полигона.
Недовольство соседством с Балахнинским полигоном ТКО зрело у жителей Гидроторфа уже давно. Жалобы на качество воздуха регулярно поступали от местных жителей в администрацию Балахны и надзорные органы. И как обычно бывает в таких случаях, власть дежурно отвечала назойливым балахнинцам формальными отписками.
Но чашу терпения жителей Гидроторфа переполнила ситуация, с которой они не смогли смириться. На Балахнинский полигон в 2018 году стали массово завозиться промышленные отходы со всей Нижегородской области. Есть основания полагать, что помимо отходов III и IV класса опасности, на полигон поступают и крайне опасные отходы – II и I класса.
Об этом жителям Балахны стало известно в марте 2018 года, когда на улице Энгельса нарядом ДПС был задержан самосвал, в кузове которого находились металлические бочки с химическими отходами. Эти отходы самосвал вез на Балахнинский полигон. Cудя по всему, высокие покровители полигона не успели оперативно вмешаться, и полиция беспрепятственно задержала этот автомобиль. И даже успела организовать отбор проб отходов из этих бочек, передав их на исследование в университет имени Лобачевского. Полученные результаты шокировали: в бочках находилось вещество, которое по результатам биотестирования относилось к наивысшему классу опасности.
Но полицейские так и не смогли раскрутить это дело. И чрезвычайно опасное вещество, думаю, с подачи департамента Росприроднадзора по ПФО вдруг волшебным образом превратилось в неопасное сырье для производства шампуней. Хотя, если хотите, верьте ЗАО «Управление отходами-НН», управляющему полигоном, которое утверждает, что все заявления о поступлении отходов I класса на полигон – инсинуация, а пикет – «заказное мероприятие».
Этот «финт ушами» надзорных органов позволил экологическим преступникам уйти от ответственности, но для жителей Гидроторфа эта история стала первым звонком, который показал, что региональная власть, надзорные органы и хозяева полигона пытаются скрыть от населения неудобные для них факты. Именно тогда жители заподозрили, что на Балахнинский полигон под видом вполне безопасных отходов бесконтрольно везут яды, которые в нарушении всех мысленных норм и законов, очевидно, сливаются или прямо в бочках закапываются на теле полигона.
С этого момента жители Гидроторфа начали мониторинг ввоза на полигон ТКО автомобилей с промышленными отходами. В этом деле им активно помогали общественные экологи. С мая по сентябрь 2018 года ими зафиксированы сотни фактов въезда на Балахнинский полигон автомобилей с промышленными отходами.
Жители не только собирали информацию, но и пытались достучаться до правоохранительных и надзорных органов, чтобы те обратили, наконец, внимание на эти факты. Известно, что нижегородский межрайонный природоохранный прокурор господин Макашов принял граждан поселка Гидроторф на личном приеме в Балахне и даже пообещал разобраться, но отходы как возились, так и продолжают возиться по сей день.
Возможно, жители так бы и продолжали писать жалобы и искать правды у местных чиновников. Но когда помимо жидких химических отходов на Балахнинский полигон в ежедневном режиме поехали самосвалы с отходами металлургического производства из Выксы, терпение жителей Гидроторфа лопнуло. Они решились на активные действия.
Нетерпимая ситуация с обращением опасных промышленных отходов зрела в Нижегородской области давно. О ней знали все. В том числе и надзорные органы, которым государство делегировала функции надзора за этой сферой. Я имею в виду Росприроднадзор. Вспомните хотя бы интервью главы Департамента Росприроднадзора по ПФО Олега Кручинина телеканалу «Россия» для фильма-расследования Аркадия Мамонтова. Это было летом 2017 года. Тогда господин Кручинин на голубом глазу заявил, что в Нижегородской области нет предприятий, которые могли бы утилизировать или обезвреживать опасные промышленные отходы. И, следовательно, по его словам, все отходы из Нижегородской области якобы вывозились на утилизацию в сопредельные регионы.
Хотелось бы верить господину Кручинину, но факты говорят об обратном. На территории Нижегородской области только за 2017 год общественные экологи, СМИ и правоохранительные органы выявили десятки незаконных свалок опасных химических отходов.
Почему так происходит? Потому при обращении промышленных отходов на территории Нижегородской области не было и по сей день нет сквозного контроля со стороны надзорных органов. Попробуйте получить согласие от крупных фирм, якобы перевозящих промышленные отходы в сопредельные регионы, чтобы они разрешили СМИ или общественным экологам проконтролировать весь процесс, начиная от загрузки отходов на предприятии, транспортировки, выгрузки и утилизации, – и вы, я уверен, получите отказ. Потому что большинство промышленных отходов утилизируются или обезвреживаются только на бумаге.
Прошло уже полтора года с момента, как директор Департамента Росприроднадзора по ПФО Олег Кручинин дал то памятное интервью телеканалу «Россия». Что-то поменялось с той поры? Да, поменялось. Но не то, что ожидалось от властей. Вместо помощи в создании новых предприятий по утилизации и обезвреживанию Департамент Росприроднадзора по ПФО расширил лицензию для Балахниского полигона, разрешив размещение на его территории промышленных отходов III и IV класса опасности. Это тупик.
Региональная власть тоже должна осознавать тот факт, что в Нижегородской области, где сосредоточено огромное количество заводов, необходим кластер предприятий, который возьмет на себя функции по утилизации и обезвреживанию абсолютно всех видов промышленных отходов.
Уверен, что найдутся и люди, и деньги для реализации этой задачи. Но она не сможет быть решена без государственной поддержки.
Источник: https://koza.press/five/5930
|