Бунтующая БалахнаОбщественные слушания на тему низконапорного гидроузла, прошедшие в Балахне 14 февраля, смело можно занести в летопись Нижегородской области как событие примечательное и даже уникальное. Во-первых, они побили все рекорды по времени: желающих выступить было столько, что мероприятие длилось пять часов. Во-вторых, давненько такого не было, чтобы весь муниципальный район (причем не только его жители, но и органы власти) открыто выражал несогласие с мудрыми решениями федеральных властей и с позицией губернатора. Да и было ли такое вообще?
На фоне этого общего и пока что чисто словесного бунта приехавшие из Москвы инициаторы и исполнители грядущего затопления выглядели, мягко говоря, бледно.
Нет, ну начинали-то московские гости бодренько – несмотря на то, что и на улице, и в зале их встретили плакаты «Не топите наши дома» и «Не хотим жить в болоте».
Заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Константин Бобров – человек в красивой форме – сразу заявил, что суда садятся на мель, и вот чтобы они не садились, надо строить низконапорный гидроузел.
Отметим между строк, что в 2015 году научный совет РАН (да-да, Академии наук) сделал заключение о том, что целесообразно выбрать иные, более щадящие варианты решения проблемы судоходства… Но Минтранс РФ (которому подчиняется администрация Волжского бассейна) решил иначе…
Принципиальное решение, продолжал господин Бобров, принято в 2016 году на Госсовете. Затея эта была включена в федеральную программу, из бюджета были выделены ассигнования…
– Раз все решено, зачем мы тут собрались? – вскинулся кто-то в зале.
«Не вызовет заметных изменений»
Оказывается, собрались люди вот зачем. Завершить проектирование плотины невозможно без материалов Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). А чтобы оценку эту утвердить, закон требует провести общественные обсуждения этой самой в местах грядущего затопления и подтопления. То есть в Балахне, в Городце, на Бору и в Сормове. Балахна – первая.
Оценила воздействие на окружающую среду фирма, в самом названии которой нет никакого намека на сохранение какой-то там среды, – ООО «Энерготранспроект». Ее представитель Алексей Гусев признался, что да, «произойдет некоторое повышение уровня подземных вод», но будут выполнены природоохранные мероприятия, чтобы снизить ущерб… И наконец – коронная фраза:
– Качество воды останется на современном уровне, и образование Сормовского водохранилища не вызовет заметных изменений.
Это вызвало мгновенный хохот в зале, сквозь который слышны были реплики с галерки:
– Сормовского?! Это что, шутка? Далее господина Гусева попытались захлопать, но он продолжил: воздух будет в норме, сделаем мониторинг свалок, предотвратим гибель отдельных затопляемых животных… Ну а в целом «реализация проекта не нанесет существенного ущерба окружающей среде».
Контратака
Ну а далее началось самое интересное и даже, можно сказать, удивительное. Слово взяла представитель территориального отдела Роспотребнадзора Наталья Чиковитова. Она заявила, что обстановка в Балахне и без всякой плотины напряженная: кладбища в воде, склады с промышленными отходами, много комаров, которые разносят инфекции, опасность вспышек туляремии и геморрагической лихорадки, вирусного гепатита, в воде много нестандартных проб… Все это усугубится в случае образования «Сормовского» водохранилища.
Если до этого выступления зал гудел как улей, язвил, разрешался репликами и вопросами, то речь Натальи Чековитовой сопровождала гробовая тишина.
Наталья Чековитова перешла, между тем, к критике материалов ОВОС. Уровень заболеваний, скорее всего, поднимется – такого прогноза в материалах нет; из-за застоя повысится токсичность воды – такого прогноза нет. Более того, авторы ОВОС противоречат сами себе: в середине говорят об увеличении в воде цинка и прочих вредных элементов, а в выводах – «качество воды останется на том же уровне».
Контратаку продолжила начальник управления градостроительства Балахнинского района Людмила Косарева.
Заметив. Что в ОВОС нет необходимых чертежей и расчетов, она вспомнила о... славном подвиге Кузьмы Минина:
– Только это дает право Балахне занимать ярчайшую страницу в истории… Наши город и район должны жить и развиваться. Безопасность среды обитания тесно связаны с естественным правом человека на жизнь. Считаем, что представленные материалы ОВОС требуют значительной доработки для создания благоприятных условий жизни населения. В том же духе выступила Начальник отдела экологии и окружающей среды Балахнинского района Елена Солдатова. По ее словам, представленные материалы – не что иное как «тезисы из методичек» со ссылками на какие-то исследования, но без самих исследований.
«Мы не Робинзоны»
После чиновников взяли слово представители общественности. Так, председатель Нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергей Бакка отметил, про все критикуют материалы ОВОС, но это абсолютно бессмысленно, потому что устранить нарушения, заложенные в проекте, просто невозможно.
Затопляя территории вдоль Волги, невозможно предотвратить гибель краснокнижных животных и внушительного по размерам памятника природы «Дубрава у Городца». Что же касается ОВОС, то это, по словам Бакки, «попытка отработать деньги и протащить заведомо ложную информацию».
– Мы не Робинзоны Крузо! – разбавил спокойный тон простой житель Балахны Александр Поповнин. – Мы не хотим тонуть! Объясните, зачем нам эта плотина?!
– Все здесь против, время действовать, надо писать… – предложил еще один житель Александр Семенов.
– Да сколько можно писать-то? – спросил зал.
– Президенту будем писать! Если бы президент увидел всю эту шнягу… У меня слов нет… Он бы разнес всю эту контору к чертовой матери… Давайте начинать писать письма. Разошлись под занавес и балахнинские депутаты. Так, Дмитрий Ряхин тоже вспомнил о легендарном земляке:
– У нас Родина Кузьмы Минина. Если сейчас скажешь, что надо собирать ополчение и по этому вопросу идти в Москву, я думаю, многие согласятся.
– Шанцев оставил нам криминальную власть, а Никитин хочет оставить нам губительную плотину… Не допустим! – выпалил еще один депутат Валентин Маслов. Кстати, никого из команды Никитина (то есть из областного правительства) на слушаниях замечено не было. Пока что Глеб Сергеевич препочитает обсуждать данную тему без встреч с населением и с нижегородской общественностью.
Егор Верещагин
Кстати:
Три эколога, приехавшие на слушания из Москвы, позиционировали себя как независимые и объективные. Они говорили, что материалы ОВОС необходимо доработать (и даже срывали по этому поводу апплодисменты), но ни сова не сказали о недопустимости проекта. Некоторые из них уже готовят общественную экологическую экспертизу материалов ОВОС – и нет никакой гарантии, что экспертиза эта будет отрицательной. Одно можно сказать точно: нижегородскую общественность к участию в этой общественной экспертизе не пригласили.
Источник: Репортер НН
|