Информация о результатах контрольно-надзорной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке в 2018 г.
В сложных экономических условиях существенно возрастают риски для потребителей финансовых услуг, связанные с ужесточением условий кредитования, активизацией недобросовестных участников финансового рынка, возникновением финансовых пирамид, а также низким уровнем финансовой грамотности. Указанные риски приводят к необходимости внедрения комплексного подхода к обеспечению защиты прав потребителей финансовых услуг, формированию разумного финансового поведения и повышению финансовой грамотности российских граждан.
Динамика обращений потребителей, начиная с 2007г. -54, 2008г. -132, 2009г. - 116, 2010г. – 256, 2011 - 484, 2012г.- 462, 2013год – 586, 2014год – 1084, 2015г. – 1301, 2016г.- 997, 2017г. -518, 2018г.- 440. Наибольшего своего значения количество жалоб достигло в 2015 году, с 2016 года наблюдается тенденция к снижению количества обращений.
Наиболее распространённые причины обращений граждан связаны с: - исполнением обязательств по кредитным договорам (реструктуризация, внесение изменений, продление сроков кредита, изменение валюты кредита) и т. д; - включением граждан в базы автодозвона и деятельности коллекторских агентств; - выдачей кредитов (отказов в выдаче кредитов); - внесением изменений в бюро кредитных историй; - присоединением к программам страхования в рамках кредитных договоров; - незаконным списанием денежных средств, в результате противоправных действий третьих лиц; - неправомерным списанием денежных средств банком; - нарушением банком сроков перевода денежных средств; - удержанием комиссий, начислением процентов и штрафов; - исполнительным производством; - низким качеством обслуживания и непрофессионализмом отдельных сотрудников банков; - высокими процентными ставками и денежно-кредитной политикой; - жалобами на ответ банка по претензии потребителя; - иной деятельностью банков (невыплата страховки, закрытие и блокировка счетов и др).
Основной причиной обращений граждан в сфере банковской деятельности продолжает являться включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Прежде всего – это навязывание услуг по страхованию жизни и здоровью, потере трудоспособности, а также СМС - информированию и др. платных услуг. Вместе с тем снизилось количество жалоб на незаконность взимания Банком дополнительных платежей (комиссий за открытие и обслуживание судных счетов, выдачу кредита, за приём наличных денежных средств). При возникновении задолженности по оплате кредита потребители обращают внимание на нарушение порядка очередности погашения обязательств.
По выявленным нарушениям было составлено 45 протоколов об административных правонарушениях (2017г.-69). Вынесено 43 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму 193,7 т.р. (2017г.- 301,1 т.р.).
Динамика возбуждённых дел: 2008г. -10, 2009г. – 7, 2010г. – 8, 2011г. - 49, 2012г. –55, 2013г. –52, 2014г. –96, 2015г.- 50, 2016г.- 54, 2017г.-69., 2018г.-45.
В соответствии с взаимосвязанными положениями ч.1ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.3 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей привлекалось судом к участию в 9 судебных процессах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, удовлетворено 9 исков). В пользу потребителей присуждено денежных средств в сумме 1101,7 т.р., в том числе компенсация морального вреда –24т.р.
Постоянно проводится работа со СМИ. Регулярно размещаются пресс-релизы по теме «финансовые услуги», выделен отдельный раздел на сайте Управления «финансовая грамотность».
Управление Роспотребнадзора напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП). Модуль «Виртуальная приемная» позволяет гражданам обращаться за консультациями. Всего в 2018 году в Виртуальную приемную поступило порядка 200 обращений. Всем потребителям даны ответы с разъяснением действующего законодательства.
Модуль «Справочник потребителя» содержит различную справочную информацию, например, памятки, брошюры, претензии, примерные формы документов в области защиты прав потребителей.
Модуль «Продукция, несоответствующая обязательным требованиям, в том числе технических регламентов» отражает результаты проведенных проверок, при которых выявлена продукция несоответствующая нормативным требованиям технических регламентов Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011),"О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011), "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011). Другие разделы подсистемы ГИС ЗПП знакомят с нормативно-правовыми актами, аналитическими материалами, рекомендациями, результатами судебной защиты, результатами проверок.
Кроме того, для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует сайт «ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками в разделе Школа грамотного потребителя. Кроме того, на сайте размещены рекомендации по правильному питанию населения и здоровому образу жизни.
При возникновении вопросов, связанных с оказанием финансовых услуг, граждане смогут задать свои вопросы круглосуточно по единому телефону Роспотребнадзора: 8 800-100-29-26. Нижегородская область является плотным регионом, где специалисты Управления Роспотребнадзора консультируют потребителей по вопросам защиты их прав в отделениях МФЦ городов и районов Нижегородской области. Список и режим работы специалистов Управления Роспотребнадзора в МФЦ - на сайте Управления (раздел Для граждан).
|