Что такое сопоставительная фотография? (Начальный выпуск) Автор этой сопоставительной фотографии - Виктор Каплун.
Ответ на вопрос заголовка этого материала простой: два фотоснимка одного и того же места (объекта, пейзажа), выполненные с разницей во времени в несколько лет или даже десятилетий.
Конечно, этот нехитрый прием известен давно. В чем же его особая прелесть? В наглядности изменений – под воздействием неумолимого времени. Тут сама история – но не в виде скучноватого текста, а в запоминающихся зрительных образах.
Как делается сопоставительная пара снимков? Берем старую фотографию, находим точку съемки и пытаемся повторить фотоснимок – по возможности с максимально точным соблюдением ракурса и видимых границ кадра.
Но! Во первых, не всякий старый снимок можно повторить: точка съемки в нынешнюю эпоху может быть недоступной. Типичные причины: точка съемки находится внутри современного строения (встать в нее невозможно); точка съемки находится довольно высоко над поверхностью земли (старого здания или конструкции уже нет); точка съемки расположена в недосягаемой части города (территория режимного предприятия) и т.п.
Во-вторых, новый снимок может оказаться полной ерундой. Вот наглядный пример (старое фото взято из архива автора этих строк):
Это «осколки» частного сектора улицы Кирова (мкр. Правдинск) – предположительно, начало 80-х годов. Строится детский сад, а на дальнем плане можно заметить дома №13 (улица Кирова) и №№12 и 14 (улица Коммунистическая).
Если ныне попытаться встать в предполагаемую точку съемки, то ничего путного из этого не выйдет. Пятиэтажный дом №18 по улице Кирова полностью перекроет прежний вид, т.е. на возможном снимке мы увидели бы лишь стены этого дома (со стороны подъездов). Ни единой детали старой фотографии мы не обнаружили бы на современном снимке. Понятно, что ничего интересного в такой операции нет.
Вот еще пример, демонстрирующий сказанное (хотя бы отчасти).
Два следующих снимка выполнены (предположительно в конце 60-х) с крыши дома №3 улицы Коммунистической. Кстати, вполне возможно, что эти фотографии сделаны одним человеком, в одно и то же время, из одной точки (изменено только направление съемки, т.е. ракурс).
На первом снимке видна уходящая вдаль улица Жданова (ныне Цветной бульвар). На втором – на среднем плане, внизу кадра – виден трехэтажный кирпичный дом №6 по улице Коммунистической. (Это старое фото было использовано в одном из наших конкурсов.) Обратим внимание на дальний план: там просматриваются пятиэтажные дома улицы Чапаева, т.е. никаких современных панельных и кирпичных жилых домов по улицам Кирова, 1-го Мая и др. еще нет!
Предположим, что нынешний жилец дома №3 рискнул бы забраться на покатую (!) крышу дома (или, по крайней мере, выглянул бы из чердачного слухового окошка) и сделал аналогичные снимки. Что могло бы получиться?
На среднем плане первого снимка оказался бы дом №4 (улица Коммунистическая). Увы, он перекрыл бы большинство интересных деталей изображения старого фото.
Вторая старая фотография «пострадала» бы чуть меньше, но тоже заметно: на среднем плане теперь оказался бы краснокирпичный пятиэтажный дом №8 (та же улица). Это строение перекрыло бы дальний план. Конечно, помимо изображения дома №6, сохранились бы некоторые детали в левой части кадра (например, опора ЛЭП, двухэтажный дом по улице 1-го Мая).
Пожалуй, в отношении подобных старых исторических снимков было бы интересно установить авторство: кто именно (имя, фамилия) когда-то давно нажал кнопку спуска затвора фотоаппарата, кто потрудился при «мокрой» обработке негативов и финальной печати на листе светочувствительной фотобумаги?
Может быть, тот, кто однажды поместил старые снимки в Сети, сумеет вспомнить и озвучить имена фотографов?
* * *
Итак, подчеркнем, что не всякая сопоставительная пара представляет ценность. И дело вовсе не в фотографическом качестве снимков. Суть в двух основных факторах:
1) весьма желательна значительная разнесенность фотографий во времени: чем старее первый снимок, тем интереснее будет сравнивать его с новым;
2) при достаточной насыщенности снимков интересными деталями очень важно наличие общих (почти не изменившихся) фрагментов изображения – именно они дают зацепку взгляду и помогут обнаружить («посмаковать») изменения.
И, конечно же, при выполнении современного снимка важно суметь отыскать точку съемки старой фотографии и соблюсти все прочие тонкости (ракурс, перспектива, границы кадра). Именно в этом проявится (может проявиться) высокое мастерство исполнения задуманного.
Наши земляки-балахнинцы, конечно же, знают и помнят, что во многих викторинах на страницах нашего сайта фактически неоднократно по ходу дела был использован описываемый прием сопоставительной фотографии. Мы предлагаем начать небольшой цикл публикаций на обозначенную тему.
Имеется немало старых снимков нашего города (многие есть в Сети). Мы будем публиковать некоторые снимки и предлагать нашим посетителям попытаться выполнить вторую (современную) фотографию, образовав тем самым сопоставительную пару.
Если кто-то из наших земляков располагает интересными старыми снимками, еще не опубликованными в Сети, то, на наш взгляд, было бы хорошим и полезным делом потрудиться отсканировать такие фотографии и прислать их администраторам сайта и/или автору этих строк (е-адреса – см. в конце этого материала). Разумеется, речь идет о снимках, пригодных (привлекательных) для сопоставления.
Конечно, многое будет зависеть от доброй воли наших земляков, потому что, к примеру, некоторые фотоснимки сделаны из окон, с балконов квартир, в которых сменились хозяева. Тут может помочь счастливый случай, наличие «подходящих» родственников и / или знакомых и т.п.
Итак, вот некоторые старые снимки, к которым было бы здорово получить современное пАрное фото (с краткими пояснениями).
1) Первый снимок: комплекса «Олимпийский» еще нет! По всей видимости, фотография была сделана из дома № 6 по улице Олимпийской.
Снимок был найден в Сети (автор нам не известен). Было бы очень заманчиво повторить это фото. Ориентируясь по взаимному расположению строений на дальнем плане, можно (предположительно) «вычислить» номер квартиры и окно (балкон?) и соблюсти ракурс и границы кадра. А может быть, автор приведенного снимка по-прежнему живет в той же квартире того же дома?
2) Второй снимок – это отсканированный слайд. Время съемки – конец 70-х. Точка съемки – окно одной из комнат трехкомнатной квартиры №57 в доме №14 улицы Кирова (торец строения, четвертый этаж).
Благодаря зиме, на этом изображении отчетливо видны заборы, строения детсада, домов по улице Фрунзе, по переулку Чехова и по проспекту Дзержинского. Если бы удалось связаться с нынешними жильцами указанной квартиры и суметь повторить этот старый снимок, то могла бы получиться отличная сопоставительная пара!
3) Еще одно фото – пусть не столь привлекательное (не столь информативное, т.е. не столь насыщенное интересными деталями), но опять же - с известной точкой съемки.
Фотография относится к 70-м годам и сделана из окна или с балкона квартиры №38 дома №7 улицы 40 лет пионерской организации. Нынешним жильцам (или их родственникам, знакомым) не составило бы труда выполнить современный снимок!
Стоит отметить, что повторные (современные) снимки лучше делать зимой (конечно, не во время трескучего мороза!), ранней весной или поздней осенью. Растительность (кусты, деревья) является типичной помехой при попытках получить нужное изображение.
* * *
Уважаемые друзья! Если вас заинтересовал этот материал, если вы можете поспособствовать продолжению подобных публикаций, пожалуйста, пишите по одному из следующих е-адресов:
balakhna.ru@yandex.ru (Редакция нашего сайта);
ba-rebus@yandex.ru (Павлу В. - автору первого текстового материала по этой теме).
Ждем ваших фотоснимков – старых и современных (особенно – пАрных к приведенным здесь снимкам)!
|