Рассказал: Модератор в 21:33 3.04.2021| В Балахне и Нижегородской области | Вернуться к новостям
"Что нам важнее? Эти несчастные 300 мегаватт или судоходство на Волге и избавление от экологического бедствия?"
За минувшую зиму в акваториях Нижегородской области накопилось рекордное количество снега. Теоретически в этом году можно обеспечить нормальную навигацию на Волге. Впрочем, эколог Владимир Орехов убежден, что проблема судоходства могла быть решена и в предыдущие годы – для этого достаточно изменить режим работы Нижегородской ГЭС.
— Волгу губят две вещи: плотины и регулировка стока, — считает Владимир Орехов. — Потому что сток задерживают на все лето и активно расходуют воду зимой. Какая может быть навигация, какая может быть полноводная Волга, если ее воду задерживают?!
—Это можно изменить?
-Если быть реалистами, то вкладывать триллионы в то, чтобы возвращать Волгу к исходным рубежам, — это дело не сегодняшнего дня. А что касается регулировки – это же в наших руках! И если решить проблему регулировки, мы автоматически будем иметь полноводную Волгу в период навигации.
Если при Сталине был жуткий дефицит электроэнергии и она была как воздух нужна, можно было оправдать некоторые риски, да еще и ума не хватало прогнозировать, то почему сейчас «сталинские» решения должны приниматься в ущерб Волге, не считаясь с тем населением России, которое живет в Волжском бассейне?
-Ну, мы же говорим только о проблеме судоходства…
-Не только. Зимняя сработка – это экологическая катастрофа для десятков тысяч квадратных километров мелководий, которые имеют Рыбинское и Горьковское водохранилище. Именно мелководья — участки активной жизнедеятельности различных организмов: земноводных, рыбы и так далее. При зимней сработке падение уровня водохранилища достигает 6-8 метров, а мелководья – это от силы 3 метра. То есть под ледовым панцирем вымораживается все живое. Каждый год такая катастрофа происходит, и никого это не волнует!
Сейчас, когда на правительственном уровне заходит речь об экологии Волги, говорится только о неочищенных стоках. Но Волгу губят далеко не только они.
-Может быть, по-другому нельзя? Может быть, электроэнергия реально нужна критически зимой, и надо накапливать воду летом?
-У нас на сегодняшний день электроэнергии вырабатывается в избытке. А мощность нашей Горьковской ГЭС – около 500 мегаватт. В Нижегородской агломерации источников электроэнергии несколько штук: Дзержинская ТЭЦ на 500 мегаватт, Автозаводская, Сормовская… Они вырабатывают энергии в три раза больше, чем Горьковская ГЭС по максимуму. А она же не всегда по максимуму работает. Она выдает в среднем не больше 300 мегаватт. Это мизер! И из-за этого мизера мы начинаем строить черти что и губить Волгу.
-Сколько мегаватт лишится энергосистема, если изменить регулировку стока?
— Количество энергии зависит от объема сброшенной воды. Сбрасывают ее зимой или летом – энергии выработается одно и то же количество. Просто пик ее будет смещен в сторону выработки летом. Будут, конечно, небольшие потери на шлюзование, потому что в этом случае часть воды не идет через генерацию. Энергетики серьезных потерь не понесут. В любом случае, эти потери не сопоставимы с той экологической катастрофой, которая ежегодно происходит. К тому же, повторюсь, генерации от тепловых электростанций столько, что электроэнергия у нас избыточна.
-Если регулировка стока изменится, актуальны ли будут те решения проблемы судходства, которые озвучиваются сегодня (гидроузел, третья ступень Городецких шлюзов и так далее)?
-Они будут не актуальны. Более того, на сегодняшней день проблемы, которая ограничивала бы движение судов по Волге, не существует. Подходит к шлюзам крупногабаритное судно с большой осадкой, мы открываем водосбросы, и судно проходит на волне попуска. Нет проблемы!
-Ну не всегда же можно так делать…
-Почему не всегда? Посмотрите на кривую расхода воды – по ней видно, что в навигацию где-то 65-66 метров держится, а 68 и 70 метров, которые необходимы навигации, держатся почти всю зиму. Каждый год так почти. Зимой можно, а летом нельзя, что ли? Так что нам важнее? Эти несчастные 300 мегаватт, которые просто песчинка для российской энергетики, или нормальное судоходство на Волге и избавление от экологического бедствия?
-А воды-то хватит?
-Почему полгода зимой ее хватает, а летом не хватит? Вот тот ровный режим, который они летом держат, — его зимой надо держать ровно. В идеале вообще надо бы запретить зимнюю сработку. Кроме санитарных попусков, зимой ничего больше нельзя делать в водохранилище.
Кстати, у нас нет необходимости поддерживать выскокий уровень в течение всей навигации. На самом деле у нас нет проблем с навигацией вплоть до июня, пока не сойдет избыточный паводок. А в сентябре начинаются осенние паводки. То есть по идее активный сброс нужен всего 2-3 месяца. О чем разговор? Нам даже полгода ведь не надо. А сейчас в течение всего полугода держится искусственный дефицит воды.
— Может быть, это обусловлено какими-то специфическими, стратегическими задачами?
— Мы общественники, нам трудно оперировать цифрами, материалами, расчетами, которые делают специалисты. Может быть, мы в чем-то не правы. Может быть, мы не знаем каких-то нюансов государственной политики, не видим международную обстановку… Поэтому мы требуем, чтобы этот вопрос просто был нормально рассмотрен. Чтобы экономическая и экологическая часть регулировки стока были прочитаны специалистами так же тщательно, как просчитан сегодня вариант низконапорной плотины. Сделайте! Но они даже этого не хотят сделать, потому что, как я считаю, трудно будет врать.
Поделиться записью в соцсетях:Уважаемые читатели! Еще больше новостей в наших социальных сетях, подписывайтесь:
Добавить комментарий:
Писать можно анонимно, войдя, как гость, так и авторизовавшись в любой поддерживаемой соцсети. Можно удалять свои комментарии, оценивать материал, ставить "лайки", аватарки, следить за ответами и т.д. Подробности смотрите в своем профиле. Просим выражать мнение культурно. Комментарии, содержащие мат, оскорбления, призывы к нарушению законов, могут быть удалены без объяснения причин.
Комментарии для сайта Cackle