Сопоставительная фотография | Седьмой выпуск, заключительныйЭтим выпуском мы завершаем публикации по заданной теме. В третьем выпуске в качестве исходного снимка для возможной сопоставительной пары была представлена такая фотография:
На ней видно здание Балахнинского узла электросвязи (Балахнинской АТС) – таким оно было более двенадцати лет назад. Автор этих строк недавно попробовал повторить этот снимок:
В поиске прежней точки съемки помогли два столба, которые проецируются на торец строения: один столб расположен ближе к фотографу, другой – дальше (ближе к зданию). Найти искомую точку удалось не сразу – отсутствовали какие-нибудь подходящие элементы (приметы) на переднем и среднем плане. Пришлось шаг за шагом удаляться от главных объектов съемки.
Обратим внимание на узкие вертикальные окна на торце здания – именно они послужили надежными ориентирами. Рассматривая старый и современный снимки, нетрудно убедиться, что вертикали названных столбов расположены на фотографической плоскости (на фоне строения) почти одинаково.
Конечно, идеального совпадения границ кадра добиться здесь очень трудно: буйная зелень деревьев на втором снимке уже не позволила обнаружить какие-то зацепки на левом и правом срезе кадра. То же касается и горизонтальных краев (верхнего и нижнего): лишь небо и асфальт (не считая, разумеется, самого расположения вышек связи АТС на фоне неба по отношению к срезу изображения). Автомобили на современном снимке лишь мешают правильному восприятию перспективы.
В целом же можно признать, что получилась технически хорошая сопоставительная пара фотографий.
* * *
Рассмотрим еще две пары снимков. Они служат наглядным примером того, насколько важны нюансы. Старые снимки обеих пар были сделаны более пятнадцати лет назад вблизи западного угла территории Правдинского радиозавода. Давно уже стрелки ВОХР не несут круглосуточное дежурство (по периметру предприятия), но некоторые будочки сохранились до сих пор:
Обратим внимание на исторический факт: на снимках виден отполированный (!) гранитный вал, который используется на бумагоделательных машинах (при производстве бумаги). Каким образом (с какой целью) такой вал однажды «залетел» сюда (на радиозавод), непонятно. Может быть, кто-то из старожилов нашего микрорайона знает ответ на этот вопрос?
Ракурс нового снимка выбран почти идеально: достаточно всмотреться в металлические элементы конструкции ограждения вахтерской будочки. А вот само расстояние до объекта (вдоль оптической оси) выбрано, вероятно, с ошибкой около двух-трех метров: сравним видимый диаметр торца гранитного вала на старом и новом снимке. Ясно, что современное фото сделано с более близкой точки.
В качестве оправдания подобных ошибок можно привести следующий довод. При съемке фотограф неизбежно в первую очередь обращает внимание на ракурс. При этом в руках фотографа обычно распечатка старой фотографии. По ней фотограф пытается как можно точнее выбрать именно ракурс (границы кадра можно уточнить позже – на компьютере). А вот расстояние до объекта (или до каких-нибудь предметов на переднем или среднем плане кадра) – вдоль оптической оси - оценить непосредственно во время съемки гораздо сложнее. На экранчике фотоаппарата или мобильника все выглядит достаточно сносно, а вот при последующей коррекции на компьютере огрехи становятся явными.
История: нет деревянного забора – его заменило мощное ограждение из типовых бетонных профилированных элементов. Нет ворот (остались лишь другие ворота – они расположены левее: см. следующую пару снимков).
Еще одна пара фотографий сделана всего в нескольких метрах. Вот эти два снимка:
Вследствие близости главного элемента изображения (ворот) к объективу, ошибка в выборе точки съемки тут, конечно, заметна: обратим внимание на то, как видны рельсы на представленных фотографиях. Но если всмотреться, к примеру, в расположение будочки вахтера и ограждения вокруг нее (в правом верхнем углу кадра), то становится ясно, что тут удалось добиться почти идеального совмещения. Так происходит часто: фотограф в первую очередь (почти непроизвольно) всматривается в геометрию четких пересекающихся и параллельных линий элементов изображения. А вот взаимное расположение наклонных линий (прямых и в особенности кривых), перспективное их схождение на фотографической плоскости – это дается сложнее. Попытка точной передачи (воспроизведения) перспективы – непростое дело!
* * *
Во втором выпуске нашей темы был представлен вот такой старый снимок:
Поначалу казалось, что вполне возможно (и нетрудно) сделать современную аналогичную фотографию, почти в точности воспроизводящую старое фото. Увы, выход на местность несколько поубавил оптимизма. Вот результат:
Отметим, например, что не сразу удалось сообразить, что старое фото выполнено из точки ЗА проезжей частью (т.е. внизу кадра – сама проезжая часть). Это сбивало с толку. Обратим внимание и на элементы изображения в левой части снимка: бетонный столб и мощное дерево, между вертикалями которых четко виден переплет остекления подъезда старого двухэтажного дома. Представлялось, что названные элементы послужат подходящими зацепками при выборе точки съемки. Увы, увы! Деревья – не самый надежный ориентир – с учетом минувших нескольких десятилетий.
Границы кадра на современном снимке выбраны вроде бы достаточно точно (не считая нижней – за асфальт не зацепиться!), чего нельзя утверждать о самой точке, где стоял фотограф, и, конечно же, о ракурсе. Отметим также, что старая фотография завалена вправо – и повторять (имитировать) такой наклон на нынешнем фото не имело смысла. (Но сравнительному восприятию фотографий это немного мешает.)
Итак, в этом примере можно говорить лишь о приемлемом (более-менее сносном) качестве сопоставительной пары. Чего-то заметно более качественного здесь добиться, наверное, трудно.
* * *
Один из посетителей нашего сайта прислал две фотографии, разнесенные во времени, вероятно, на полвека. Вот эти снимки:
Понятно, что о самой технике сравнительной фотографии в узком смысле (в рамках нашей темы: выбор точки съемки, ракурс, границы кадра) тут говорить не приходится. Здесь мы просто полюбуемся двумя снимками - старым и современным – и мысленно отметим для себя значительные и легко обнаруживаемые изменения. Время! История! Благодарим нашего земляка за эти фотографии!
* * *
В заключение мы еще раз приведем утверждение, что техника сопоставительной съемки – нелегкое, но увлекательное занятие. Конечно, о вкусах не спорят. Но те балахнинцы, кого по-настоящему интересует эта тема, кто дружит с фотоаппаратом, могут поделиться с нами своими (пусть даже и скромными) достижениями. Кроме того, обладатели старых (обычных, бумажных) фотографий нашей Балахны (еще не публиковавшихся в Сети) сделают доброе и полезное дело, если сумеют отсканировать такие снимки и прислать нам графические файлы.
Теперь мы напомним о некоторых фотографиях, которые были представлены в прошлых наших выпусках. Друзья! Эти снимки – заготовки возможных сопоставительных пар!
Интересный (можно даже сказать, в чем-то уникальный) зимний снимок из окна торцевой комнаты дома №14 улицы Кирова (один из домов так называемого «квадрата»). Это вторая половина 70-х годов прошлого века. Если кому-то удастся договориться с жильцами квартиры №57 (четвертый подъезд дома), то никаких трудностей при повторе старой фотографии не будет. Достаточно чуть высунуться в окно и направить объектив фотоаппарата или мобильника в нужном направлении. Какая замечательная сопоставительная пара могла бы получиться!
Аналогичный (по способу исполнения) снимок был сделан неизвестным нам фотографом из дома № 6 по улице Олимпийской:
Никаких современных строений ФОКа еще нет! Как было бы здорово получить современную фотографию с тем же ракурсом!
Еще один снимок в том же духе:
Он сделан из современного дома №28 по улице Горького. Нынешнее фото из той же точки могло бы стать наглядным свидетельством перемен, произошедших здесь за несколько минувших лет.
И, наконец, четвертый снимок (он еще не публиковался).
Фрагмент стадиона ФОК: так он выглядел в далеком 2004-м году. Чтобы сделать такой кадр, фотографу пришлось забраться почти на самый верх осветительной мачты, которая расположена рядом с футбольным полем. Вопрос простой: кто-нибудь из смелых фотографов нашего города сумеет нынче повторить такую фотографию? Разумеется, поднимаясь по конструкции мачты, важно быть собранным, внимательным и соблюдать предельную осторожность!
Пишите нам, уважаемые земляки! Присылайте снимки!
ba-rebus@yandex.ru (Павлу В. – автору материала);
balakhna.ru@yandex.ru (в редакцию нашего сайта).
|