Тайна Троицы
Народное русское название июня – Светозар. А еще – Румянец года. В июне приходит трогательный удивительный праздник Вечной жизни на земле – Троица Живоначальная, Единосущная и Нераздельная. Церковь украшается в зеленый цвет облачений, березок, травы. И цвет этот, как говорил святитель Василий Великий, лечит зрение. Лечит благодатью, ведь это цвет Животворящего Духа Святого. Вот и на почитаемой верующими иконе «Троица» монаха-иконописца Андрея Рублева правый Ангел, изображающий ипостась Духа Святого, облачен в изумрудно-зеленые ризы.
Инок Андрей написал Троицу, творящую мир, и момент, когда тварного мира нет, а значит, и вовсе ничего нет. Кроме Бога, которому открыты все пути сотворенного космоса. Ангел в одеждах Христа благословляет Чашу с головой жертвенного животного – Тельца. В этом благословении – добровольное согласие Творца разделить Свою Жизнь с жизнью тварного мира, желание Воплощения, готовность к жертве и смерти. И с двух сторон благословляющего Ангела окружают такие же похожие на Него фигуры. Их изящная гибкость не случайна. Два крайних Ангела повторяют силуэтами контур центрального жертвенного сосуда на престоле. И вдруг замечаешь, что средний Ангел не просто благословляет Чашу. Он сам находится внутри Чаши, и смысл этой второй Чаши свидетельствовать, что и творение мира, и его искупление – дело всей Святой Троицы.
Это великая тайна, глубину которой мыслью не исчерпать, можно лишь только указать целебным и утешительным словом Любовь. Ангелы расположены на иконе, как в молитве: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Образ Отца в пламенеющих царственных ризах, образ Сына – в красном хитоне и лазурном плаще – гиматии, а Духа Святого выдают одежды Подателя жизни – лазурь с изумрудной зеленью – цвет неудержимости жизни и многообразия. Он – единственный из Трех, чья десница не благословляет.
Правая рука Его, кажется, праздно покоится на столе, но изгиб ее таков, будто кто-то, кого нет среди Нетварных, держится за руку третьего Ангела. Там, где должна быть рука человека, еще не вошедшего в Бытие, оставлено в руке Ангела место. Это самое утешительное, что есть на этой чудесной иконе. Все по Евангелию: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 23-26).
Предвечная человечность Творца. Предвечная божественность человека. Этот контур руки оставлен для меня и для всякого, кто разглядит на иконе третью Чашу. Ее рельеф вычерчивают контуры престолов боковых Ангелов. Снова только контур Чаши, потому что ничто из сотворенного не может быть на этой иконе, имеющей еще и другое название – Предвечный Совет.
Это Чаша, которой нет, но которая ожидается. Это вход в жизнь Святой Троицы для сотворенного, место моей биографии, еще не вписанной, потому что не только рука Бога, но и моя рука пишет мою историю. Каждому предстоит испить свою чашу и пройти своим путем жизни и страдания. И поэтому неслучайно еще одно праздное место, эта выемка под Престолом, воскрешающая в памяти слова из Апокалипсиса о душах, умученных за Иисуса Христа, почивающих под жертвенником Божиим (Откр. 6:9).
Вся история мира в одной иконе. Все Евангелие.
Как замечательно, что есть люди, умеющие читать иконы и рассказывать об их смысле, как это сделал архимандрит Савва Мажуко, пересказ слов которого приведен сейчас выше.
Примерно в 1420-х годах написана икона «Троица». Более шести веков ей, и нам сегодняшним повезло несказанно. Сохранилась сама, и сохранилось авторство этой святыни, потому что был иконописец Андрей, рождения опять же примерно 1360г., исихастом-молчальником более 20 лет, человеком самого требовательного и строгого к себе отношения. Преподобный Сергий Радонежский, Феофан Грек, Даниил Черный – его сподвижники и учителя, которые жили в Боге и Богом. Скромный инок Сергиева монастыря написал икону в похвалу своему наставнику игумену Сергию, с детства посвятившему себя служению Святой Троице. И нет на всей земле русской с тех пор монастыря и церкви, где не было бы иконы Святой Троицы.
Прославлению праздника посвящается первый день Пятидесятницы, воскресенье, которое называется Троицыным днем. Икона же сошествия Святого Духа на апостолов выносится на второй день праздника в понедельник и называется Духовым днем. С тех пор Святой Дух сходит на всех христиан в Таинстве Миропомазания при крещении. Всем подается эта благодать, все ее получили, но не все сохранили. Обнови нас, Пресвятая Троица, Господи, Духом Своим Святым!
Запах увядающей березки, Запах увядающей травы. Троицы невидимые слезки Будут охранять нас от беды.
Принесу подвянувшую ветку, Под иконой бережно воткну. И поставлю в своем сердце метку: Нажила еще одну весну…
О. МУХИНА Фото из открытых источников
|