«Дом Москвы» приглашает на выставку «Парад фантазий»
В «Доме Москвы» продолжает свою работу традиционная выставка итоговых работ учащихся детской художественной школы №1 «Парад фантазий», открывшаяся в начале сентября. «РБ» уже сообщала об ее открытии, а продолжит свою работу выставка до 30 октября. Сегодня мы расскажем о том, как создаются картины юными художниками на примере триптиха Владислава Кузина «Хозяин леса».
«БАЛАХНИНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП» И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Во время проведения празднования Дня земли Балахнинской на конкурсе работ юных художников «Балахнинский калейдоскоп» зрители отдали большинство голосов триптиху выпускника ДХШ №1 Владислава Кузина «Хозяин леса». Это его итоговая работа, завершившая пятилетнее обучение в школе по программе предпрофессионального образования «Живопись». Для выполнения задуманного юный художник выбрал смешанную технику: акварель и гелевую ручку.
Как пояснил сам автор на защите итоговой работы, в основу сюжета триптиха легла славянская мифология. Это история одного из центральных богов языческого пантеона – Велеса, который имеет множество обликов и ипостасей: он предстает как бог мудрости, кудесник, покровитель волхвов. Он владыка животного мира и домашнего скота, а также хранитель леса.
По народным преданиям, Велес выступает в роли покровителя междумирья, именно он проводит души между тремя мирами. Что же поведал о языческом боге в своем триптихе Влад Кузин? Он рассказывает: «На трех работах я показал историю Велеса от рождения, затем во взрослой жизни и до перерождения».
СЕКРЕТЫ СВЕТА И МАСТЕРСТВА
На центральном модуле перед нами сам Велес в образе седоволосого старца, одетый в белую вышитую рубашку с красными орнаментами. Он вышел к людям, а с ним лесные жители – его помощники волки и медведи, очень популярные фольклорные персонажи. Культы этих зверей создавались повсеместно на Руси, и все они были очень схожи между собой, поскольку предназначение волков и медведей – беречь и охранять. В массивных руках Велеса длинный посох с круглой золотой печатью на конце. Своим посохом он управляет земными духами, которые могут холить и лелеять, а могут и навредить людям.
На левом модуле изображено рождение бога. Велес произошел от небесной коровы Зимун, именно поэтому он является покровителем скота. На этой первой картине Велес – маленький босой мальчик с русыми волосами, в белой рубашке. Он держит в руках золотой рог изобилия – свой традиционный атрибут. Это символизирует тот факт, что Велес как бог мудрости одаривает своих приверженцев знаниями.
На правом модуле божество изображено уже в другом облике. Как страж между мирами Велес предстает перед нами в облике волка. Превратившись в зверя, он прогоняет и наказывает незваного гостя, который пытался пройти вслед за проводником. Общий мягкий светло-зеленый тон усиливает ощущение солнечной погоды. На фоне темного хвойного леса, переливающегося голубоватыми оттенками, главный герой смотрится ярче. При этом в модулях сохраняется цветовое равновесие.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ В ТРЕХ КАРТИНАХ
Автор триптиха Владислав Кузин объяснил особенности композиции, в которой использованы направляющие диагональные линии, запущенные из боковых модулей и ведущие к центральному. Однако линия горизонта находится в состоянии покоя, сохраняя баланс. Главное подчеркнуто с помощью усиленной детализации и контраста светлого на темном. Для сохранения баланса и обобщения модулей оставлена беспрерывность лесной полосы и лужайки, которые прослеживаются на каждой работе. В процессе работы над триптихом Влад Кузин стремился соединить в единое целое центральные фигуры и пейзаж при помощи мелкой штриховки гелевой черной ручкой.
Внимательный зритель обратит внимание, что работы идут от рассвета к сумеркам. Тем самым автор хотел подчеркнуть, что жизнь – это цикл, как солнце, которое всходит и заходит независимо от обстоятельств.
Юный художник надеется, что зрители выставки в «Доме Москвы» заинтересуются его картиной и поделятся своими впечатлениями в книге отзывов.
Владислав Кузин постигал секреты изобразительного искусства у преподавателя Н.Н. Лукиной. В детскую художественную школу №1 он поступил в 2016 году и обучался три года по общеразвивающей программе «Радуга», затем продолжил совершенствоваться по пятилетней предпрофессиональной программе «Живопись». За семь лет обучения Влад получил академические знания.
С ЗАДАЧЕЙ СПРАВИЛСЯ ОТЛИЧНО!
Но юный художник желает найти свое место в изобразительном искусстве и потому любит экспериментировать с художественным материалом, благо в школе в этом всегда идут навстречу. Особенно Владу, как говорит его наставник Наталья Николаевна, полюбилась смешанная техника, сочетающая графический материал – черную гелевую ручку и самую сложную из всех видов красок – акварель. Ручка подчеркивает мелкие детали и объем, а акварель придает цвет, что вместе создает необыкновенный эффект.
Трудности в работе над триптихом заключались в передаче света – от яркой первой картины до сумерек – в третьей. На ней есть изображение лося, и здесь свои особенности. Было сложно технически показать морду и рога животного в развороте, причем свет на третьей картине добавить было нельзя. Выручила черная гелевая ручка.
Принимавший защиту председатель аттестационной комиссии, зам. директора Нижегородского художественного училища Н.А. Ростовцев подчеркнул, что все три картины Влада – разные, с разными персонажами, среди которых есть один главный, меняющийся во времени. Николай Анатольевич обратил внимание на сложность исполнения – технически, и долго по времени. При этом он отметил, что автор с задачей справился – любой зритель может понять, что есть начало, после которого следует продолжение.
«СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ» К ЮБИЛЕЮ
У Натальи Николаевны Лукиной в завершившемся учебном году было семь выпускников, обучавшихся по предпрофессиональной программе и рисовавших триптихи. «Это мой первый выпуск по этой программе и очень удачный, – делится педагог. – А наступивший учебный год для меня юбилейный: в художественной школе №1 я работаю 30-й год».
Преподаватель замечает, что раньше в школе больше работали с гуашью, а популярные темы – патриотические: «Алтарь Отечества», Великая Отечественная война. В последнее время учащиеся выбирают смешанную технику и часто стали изображать животных. Наталья Николаевна рассказывает:
– Много информации наши воспитанники черпают из Интернета, и им идет это только на пользу. Получая в сети идеи, учащиеся развивают их. Несколько лет работает в смешанной технике Влад Кузин. Ему хорошо поддается акварель, которой он рисует пейзажи. Сейчас он готовится к выставке «Созвездие талантов», посвященной 50-летию школы, где покажет изображения животных. В процессе работы Влад использует все полученные знания, советуется с преподавателем, высказывает свою точку зрения, может и поспорить. Он учится в десятом классе школы №6, мечтает получить высшее образование, связанное с компьютерной графикой.
Очень переживает за Влада его мама Светлана Вадимовна, с которой мы давно сотрудничаем. Хотя она и занятый человек, но всегда найдет время для помощи школе. Мама хочет, чтобы мечта сына о профессиональном образовании сбылась. Мы тоже от всей души желаем Владу, чтобы его мечта исполнилась, поскольку у него, бесспорно, есть и способности к творчеству, и увлечение живописью, и трудолюбие.
Н. ГОРБУНОВА Фото ДХШ №1
|