Проблемы Балахнинского уезда: год 1874 В 1974 году в «Рабочей Балахне» к 500-летию нашего города была опубликована статья первого директора Балахнинского филиала облгосархива (ныне ГАНО, г. Балахна) Юрия Петуненкова «Сто лет назад», в которой описано, как местная власть подходила к решению актуальных проблем Балахнинского уезда в 1874 году. Для подготовки этого материала Юрий Петрович, историк по образованию, использовал документы Балахнинской городской управы и Земского собрания Балахны, находящиеся сегодня на хранении в Центральном архиве Нижегородской области. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты статьи.
СУММЫ НЕ НАЗНАЧАТЬ ПО НЕИМЕНИЮ НАДОБНОСТИ
17 марта 1874 года состоялось внеочередное Земское собрание, на котором рассматривались доклады безотлагательного порядка.
Вся Пятницкая улица (ныне улица Дзержинского) начиная от Соборной площади (сегодня площадь Минина, где расположен «Дом Москвы») и кончая островком суши у Ильинской церкви (ныне здание РДК) представляла кисель грязи, по которой не проедешь, не пройдешь. В начале заседания господам гласным было предложено осмотреть дорогу до Ильинской церкви и решить вопрос о постройке дополнительной дамбы.
Наводнения бывают не каждый год.
Остановившись на паперти Ильинской церкви, гласный Фуфукин заявил, что он жаловался губернатору на управу, потому что господин председатель отказал в исправлении дороги. Сам был свидетелем, как тонула в непролазной грязи лошадь. Председатель собрания Д.К. Гутьяр и гласное дворянство только сожалели о таком поведении Фуфукина.
Гласные приняли решение: «На постройку моста с каменной дамбой при Ильинской церкви особой суммы не назначать по неимению надобности в таковом устройстве. Что касается устройства дамбы и моста у Ильинской церкви и моста на Разгуляевом поле с новой дамбой, члены управы, ревизионная комиссия ввиду значительных расходов в будущем году на сооружения более необходимые полагали бы эти сооружения отложить до другого благоприятного времени, тем более что разлив воды не каждогодно бывает так высок. Дамба же и мост Разгуляевский пока тверды. Что касается мостов для пешеходов против домов Латухина и Луковникова, то таковые, судя по надобности, могут быть устраиваемы самими пешеходами».
НАШЕСТВИЕ ВОЛКОВ
1874 год для Балахны и уезда знаменателен был нашествием волков, которые причинили беспокойство управе и населению. Так, в Балахне и уезде истреблено волками крупного скота – 108 голов, мелкого – 170, птицы – 20 и собак – 23. Сверх того, поранено 30 человек, из которых 15 умерли.
Управа в своем постановлении писала: «Назначение премий за истребление волков управа находит возможным только в том случае, если бы земства соседней губернии ввели его у себя в действие, иначе можно не без основания опасаться, что премии эти будут предметом спекуляции, так что шкуры волков, убитых в других губерниях, всегда найдут более выгодный сбыт здесь под предлогом истребления в здешнем уезде, и тогда придется платить деньги за посторонние уезды. Поэтому управа находит принятие означенной меры преждевременным».
«НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ» МЕДИЦИНА
Неблагополучно в Балахне и уезде было с медицинским обслуживанием. Земская медицина организовывалась как «необязательная» повинность земства. Земство приглашало на службу вместо врачей фельдшеров и… знахарей. Так, например, долго решался вопрос об организации в Козинской волости фельдшерского участка. После долговременных суждений Земское собрание решило, что крестьянам Козинской волости нужен, собственно, не фельдшер, а гражданин Пастухов, который приобрел авторитет знахаря у крестьян.
Знахарь вместо доктора.
Собрание отмечает, что Пастухову все равно – быть фельдшером или писарем в селе Козино, и решило утвердить решение сходки крестьян села. На этом же Земском собрании гласный Скрутковский огласил проект управы о сокращении расходов на медикаменты. Из всех болезней в то давнее время в Балахне преобладали ревматизм, лихорадка, катар желудка, золотуха, сифилис. В конце 1873 года в Балахне свирепствовала оспа.
ХЛЕБА МАЛО, НО НАРОД ВЫТЕРПИТ
Не лучше было в 1874 году и экономическое состояние уезда. Урожай хлебов в уезде оказался средним. Градом было выбито 555 десятин, вымочено в полях хлебов весенней водой 184 десятины, от заморозков пропал хлеб на 330 десятинах (десятина = 1,093 га). По случаю эпидемии чумы у рогатого скота и сибирской язвы у лошадей пало 277 голов рогатого скота и 297 лошадей.
С урожаем не повезло. На зиму может не хватить.
Городская управа вынесла свое определение: «Крестьянским населением хотя и должен ощущаться недостаток хлеба, но принимая во внимание, что все население уезда преимущественно занимается посторонними промыслами, оно вытерпит настоящее тяжелое положение».
ЛОШАДИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЪЕЗЖЕННЫМИ, ЯМЩИКИ - ТРЕЗВЫМИ
В 1874 году было разработано и принято постановление о земских станциях Балахнинского уезда. «Лошади должны быть поставлены подрядчиками на каждой станции (Балахнинской, Гордеевской, Городецкой, Пуреховской и Катунской) в определенном количестве, не старые и не изнуренные, здоровые, крепкие, объезженные и совершенно способные к разъездам.
Ямщик, не гони лошадей!
Ямщики должны быть трезвого и вообще хорошего поведения, не старые и не моложе 17 лет, способные к управлению лошадьми и снабжены надлежащими письменными видами и в приличных армяках».
Подготовил А. СОЛОВЬЕВ
|