Первый в России огромный корабль построили в Балахне
Балахнинские корабелы были лучшими в стране и славились мастерством еще задолго до начала строительства флота Петра Первого.
На верфях Балахны в 1636 году был построен один из громаднейших для того времени корабль «Фредерик» – «Friedriсh». Создав это прекрасное судно, балахнинские корабелы доказали, что в России могут строить корабли не хуже, чем в Европе. Это было за 60 лет до начала строительства флота Петра Великого.
ИВАН ГРОЗНЫЙ СДЕЛАЛ ВОЛГУ БЕЗОПАСНОЙ
Начало судоходного плавания по Волге теряется в глубине веков. Первые челноки и лодки выдалбливали наши предки из дуба, сосны, ели, клена в два-три обхвата толщиной. Мастерство их вождения волгари передавали из поколения в поколение.
Ввиду того, что по берегам Волги были расселены кочевые племена тюркского происхождения, плавание по реке в то далекое время было очень опасным. На русских смельчаков, которые решались отправиться в путь по воде, часто нападали кочевники. Они убивали их или захватывали в полон, обращая в рабство.
Только после того, как Иван Грозный в октябре 1552 года покорил Казанское ханство, а в 1554-1556 годах подчинил Астраханское ханство, плавание по Волге стало более безопасным.
Обилие лесов на жарских, чернораменских и заузольских окраинах послужило толчком к судостроению для трудолюбивых балахнинцев. Ключом забила творческая энергия лодочников и баржестроителей. В те очень далекие годы зарождалось в Балахне строительство деревянного флота.
СОЗДАНИЕ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ
В августе 1634 года Фредерик III – наследник норвежский, герцог Шлезвиг-Гольштейнский, граф Ольденбургский – писал великому князю Московскому, государю всея Руси Михаилу Федоровичу Романову, своему дяде и шурину, просьбу о разрешении построить парусно-гребной корабль. В Москву прибыл гольштейнский посол Отто Брюгман для создания торговой компании.
В декабре 1634 года Отто Брюгман от имени Фредерика III «учинил торговый договор с московскими боярами о начале 10-летней торговли голштинцев с Персией с ежегодным отложением в казну России 600 тысяч ефимков».
Самым удобным путем для торговли с Персией были Волга и Хвалынское море (так называлось тогда Каспийское море). Транспортировка товаров на верблюдах в обход Каспийского моря значительно бы затянула переброску товаров, и во много раз увеличились бы накладные расходы.
ЗАМОРСКИХ КОРАБЕЛЬЩИКОВ НАПРАВИЛИ В БАЛАХНУ
После удачных переговоров в Москве на имя нижегородского воеводы Шереметьева и приказного дьяка (секретаря) Пустынникова поступила срочная государева грамота. «Договорились наши бояре с голштинским послы, что ходити им в Персиду из Ярославля Волгою на десяти кораблях, а корабли им делати в нашей земле, где такие леса, которые к тому годны пойдут, и тот лес покупать им у наших людей вольной торговлей, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам на прибавку, наймать наших подданных охочих людей внаем, им платити по договору с ними вольною торговлей, а первые от тех плотников корабельного дела не скрывать…».
Вначале строительство предполагалось в Ярославле. Но ярославские воевода и дьяки запричитали: мол, у нас и леса-то тощие, да охочих людей строить корабли нет ни человека. И тогда голштинские послы прибыли в Нижний Новгород в надежде тут отыскать пригодный лес и охочих плотников.
Вскоре в апартаменты нижегородского воеводы Шереметьева прибыли шесть голштинских специалистов в сопровождении русской охраны: шкипер (и руководитель постройки) Михаэль Кордес из Любека, корабельный плотник Корнелий Йостен, переводчик Ганс Берк, а также Кашпер Зеелер, Йохан Стирпомас и Йохим Кранц. В их бумагах было нарисовано изображение трехмачтового корабля «Фредерик». Воевода Шереметьев переправил Михаэля Кордеса и его команду в Балахну.
НАШЛИСЬ И ПЛОТНИКИ, И ЛЕС ДЛЯ КОРАБЛЯ
Балахнинцы охотно приняли заморских корабельщиков. В Балахне нашлись и плотники, и пригодный лес для постройки корабля.
Балахнинские умельцы первыми в истории России показали высокое мастерство, построив в короткий срок трехмачтовый парусно-гребной корабль. Длина «Фредерика» составляла 36,5 метра, ширина – 12 метров при двухметровой осадке. Три парусные мачты давали кораблю хороший ход, а на случай безветрия были приспособлены 24 галерных весла. Для защиты от возможного нападения корабль был вооружен пушками. В трюмах были устроены каюты, в которых могли свободно разместиться команда и чины посольства. В других каютах хранились провиант, вода, порох и ядра для пушек.
«ФРЕДЕРИК» ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПУТЬ!
Строительство было завершено в июне 1636 года. В июле «Фридрих» поднял паруса и снялся с якоря. Несмотря на то, что корабль был построен русскими мастерами, и часть его команды была подданными московского царя, шел он под флагами герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Попутный ветер ударил в паруса, и корабль, набирая скорость, вышел на фарватер Волги. Все балахнинцы провожали свое первое детище. На «Фредерике» находилось 78 иностранцев разного звания, 12 офицеров и матросов, 30 шотландцев, состоявших на русской военной службе, 6 русских плотников – всего 126 человек.
Голштинское посольство возглавлял ученый, магистр Лейпцигского университета Адам Олеарий. Он говорил, что торговля персидским шелком, без сомнения, одно из самых прибыльных дел.
Отдавая торговую дорогу из России в Персию и Индию голштинцам, государь Михаил Федорович рассчитывал получить огромные барыши. После неудачной войны с Польшей московская казна весьма нуждалась в средствах.
ИНОЗЕМНЫЕ КУПЦЫ БЫЛИ В ВОСТОРГЕ ОТ КРАСАВЦА-КОРАБЛЯ
В сентябре 1636 года «Фредерик» благополучно прибыл в Астрахань. Магистр Адам Олеарий рассчитывал на эффект, и он вполне удался. Торговавшие в Астрахани персидские, индийские и арабские купцы, прибрежные обитатели были восхищены огромным кораблем. Все они твердили одно и то же: от сотворения мира никогда еще Кюльзюм (Каспийское море на персидском) не носил на своем хребте такого величия и красоты. Все они закатывали глаза под лоб, щелкали языками и клялись Аллахом, что такое сокровище никому и никогда не соорудить. Молва о сказочном красавце-корабле добралась до персидского шаха, а вот сам корабль в Персии так и не увидели.
ТРАГЕДИЯ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ
В Каспий «Фредерик» вышел только в ноябре. И сразу угодил в жестокий шторм. Три дня корабль сражался с ветром и волнами, потерял румпель, грот и бизань-мачту. Команде пришлось посадить его на песчаную отмель в 10 км от Дербента 14 ноября 1636 года. Шторм не утихал, угроза полного разрушения судна и гибели людей была совершенно реальной. Тогда безвестный боцман обвязал себя канатом, бросился в воду и поплыл к берегу за помощью. Благодаря его отваге корабль удалось подтянуть к суше, груз и послов эвакуировали на берег.
А вот сам корабль восстановлению уже не подлежал, и местные жители растащили его по частям на дрова и стройматериалы. Так закончилось первое и последнее плавание «Фредерика».
Торговое посольство добралось в Персию по суше, но сделка не состоялась, к соглашению стороны так и не пришли. Амбициозный проект был похоронен, поэтому о строительстве в Балахне других судов, подобных «Фредерику», речи уже не шло.
Подготовил А. СОЛОВЬЕВ Рабочая Балахна На снимках: Корабельная верфь XVII века. «Фредерик» на рейде Нижнего Новгорода (гравюра из книги Адама Олеария).
|