Искусство, пережившее века
В XVI веке на Руси появляется повышенный спрос на поливную керамику. Сверкающие нарядными красками керамические изразцы – кафли, как их тогда называли, использовались для облицовки зданий, украшения внутри помещений печей и каминов. Балахна стала одним из центров этого промысла, и творения балахнинских мастеров снискали заслуженную славу по всей стране.
ЧТО ТАКОЕ ИЗРАЗЕЦ
Изразец – это расписная плитка из глины, с обратной стороны которой имеется румпа (массивное коробчатое основание) с отверстиями для надежного крепления в стене или на печи. По своему назначению изразцы делились на архитектурные, предназначенные для облицовки зданий, и печные. Изразцы подвязывались к кирпичной кладке на вязальную проволоку, а зазоры между ними и стеной замазывались печным составом, в который входила необожженная глина – мертель. Таким образом, керамическая облицовка «дышала» вместе с кирпичной кладкой печи или камина, вступая в резонанс с ее тепловым расширением при нагреве и остывании.
ТРУДОЕМКИЙ ПРОЦЕСС
Изготовление изразцов было делом трудоемким и кропотливым. Глину заготовляли заблаговременно, две-три зимы вымораживали, многократно перелопачивали и переминали для придания ей эластичности и однородности, чтобы потом, при обжиге, изразец не «повел», не вышел из печи кривым и с трещинами. Глиняную массу, приготовленную к обжигу, называли отмученной.
Прежде чем изразец, радуя глаз, засверкает всеми цветами радуги, велась огромная подготовительная работа резчика по дереву. Он с большим терпением и упорством воплощал свой замысел. Мастеру приходилось делать десятки заготовок, прежде чем он добивался нужного результата. Своим нехитрым инструментом – набором ножей и стамесок – он заставлял дерево «петь», и в обыкновенной доске оживало диво дивное. И только когда рисунок был достаточно красив, мастер переносил его на глину.
БАЛАХНИНСКИЕ МАСТЕРА УКРАШАЛИ ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
После победы Ивана Грозного над казанскими татарами в 1552 году, было решено воздвигнуть в Москве в честь этого события храм Василия Блаженного. Строительство началось в 1554 году и завершилось в 1560 году. По замыслу царя этот храм должен был увековечить величайшую победу русского оружия. В Москву были приглашены зодчие из Новгорода, Пскова, Владимира. Государь долго думал над тем, кому поручить украшение изразцами этого собора. Выбор пал на мастеров из Балахны.
Почему балахнинцы? Думаю, что ответ очевиден: балахнинские изразечники были на тот момент лучшими в России. Для таких знаковых сооружений, как собор Василия Блаженного, людей с неизвестной репутацией не привлекали. А значит, уже в середине XVI столетия балахнинский изразец был брендом той эпохи. Но бренды не возникают в одночасье, нужно время, чтобы качество и красоту товара смогли оценить потребители. В XVI веке, при отсутствии информационных коммуникаций, нужны были десятки лет, чтобы товар получил всероссийскую славу. Это говорит о том, что балахнинские традиции изготовления изразцов уходят корнями в начало XVI столетия, а может быть, и в более ранний период.
ОСТАВИЛИ ПАМЯТЬ НА ВЕКА
Балахнинские мастера с особым рвением взялись за порученное государем дело. Шатры собора Василия Блаженного украшали цветными изразцами, имевшими форму круга, квадрата, ромба, прямоугольника и треугольника. Они были окрашены эмалями разных цветов: белой, голубой, красной, бирюзовой, коричневой, синей, желтой. Балахнинцы заделывали свои керамические изделия в кирпичную кладку, придав им удивительную прочность и долговечность. Пролетели над Москвой века, а балахнинские изразцы до сих пор играют переливными цветами радуги на высоких шатрах собора Василия Блаженного.
Нет сомнения в том, что трудились над многочисленными изразцами десятки или сотни мастеров. К сожалению, история не сохранила имен наших земляков, которые сотворили этот великий шедевр. В долговых записях того времени встречается упоминание о Петре Андрееве, поставщике изразцов для собора, но был ли он балахнинцем, утвердительно сказать нельзя.
ПЕРВЫЕ, МУРАВЛЕННЫЕ ИЗРАЗЦЫ
Самые первые изразцы, которые изготавливали в начале XVI века в Балахне, были однотонными и, как правило, с зеленым поливом. Их называли муравленные.
Муравленные изразцы сохранились до наших дней в довольно большом количестве. Они известны в Москве, Юрьевце, Пучеже, Катунках, Костроме. Их использовали как для внешней облицовки зданий, так и для облицовки домашних печей.
Впоследствии мастера стали искусно соединять несовместимые, на первый взгляд, цвета в гармоничное целое. Основной фон рисунка имел нежный голубовато-зеленоватый оттенок. Кроме того, в палитру входили белый, желтый, коричневый, голубой цвета.
ЖИВОПИСНЫЕ КРАСКИ, ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ФИГУРЫ
Россыпи творчества балахнинских мастеров можно встретить в Московском историческом музее. В его залах выставлено для обозрения свыше 200 изразцов. Балахнинские изразцы отличаются живописными красками и замысловатыми фигурами, многие украшены цветными фигурками птиц, зверей, людей, фантастических животных. Особенно четких форм мастера добились в изображении львов, павлинов, диковинных птиц, растительного орнамента в синих, коричневых, фиолетовых тонах. Эти изразцы сказочно красивы.
Встречаются изразцы на мифологические темы. На некоторых из них – фантастическое животное Химера, которое оберегает дерево с плодами. Химера изображена в избытке невероятной энергии. Она сорвалась со своего места, оттолкнулась лапой и в стремительной ярости устремилась вперед, выпустив когти.
К числу уникальных изразцов относится и «Сирин – птица рая» – образ птицы-души, птицы райской. Эта птица, по народным поверьям, являлась хранителем домашнего очага.
РАЗНИЦА В СТИЛЯХ
Балахнинские изразцы XVII века резко отличаются от всех предыдущих как техническим, так и художественным исполнением. Если при первом взгляде на изразцы XVI века можно увидеть, что они оттиснуты при помощи грубо вырезанных форм, то в работах XVII века мы наблюдаем изящное и рельефное изображение различных рисунков птиц, животных и растительного орнамента, человека. Возможно, что эти изразцы были оттиснуты на металлической форме.
В начале XVIII века начинается коренной перелом в стиле и выделке изразцов. Русский стиль рельефного изображения был вытеснен широким разнообразием западных гладких изразцов, на которых по гладкому полю рукою мастера, словно кистью художника на полотне, выполнялись живописные рисунки. Они были в три раза дешевле рельефных, а следовательно, доступнее для покупателя. Поэтому в петровские времена гладкие поливные изразцы получили широкое применение.
ИЗРАЗЦОВАЯ ПЕЧЬ – УНИКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изразцовая печь служила украшением в доме и играла не меньшую роль, чем красивая мебель. Изразцовые печи балахнинских мастеров можно встретить в различных уголках России. В Грановитой палате московского Кремля отлично сохранилась изразцовая печь первой половины XVIII века. Под Москвой в районе Красная Пахра в бывшем дворце Шереметьева сохранилась печь второй половины XVIII века.
Сохранились изразцовые печи в Нижнем Новгороде, Муроме, Гороховце, Пучеже, Катунках. В бывших романовских покоях в Костроме сохранились уникальные по красоте печи. Эти изразцовые печи можно сравнить с полотнами прославленных художников.
СОХРАНИЛИСЬ ПО ВСЕЙ РОССИИ
Безвестные балахнинские мастера украсили диковинными цветами и фантастическими зверями, причудливыми узорами и целыми сюжетными композициями соборы в Дмитрове и Старице, печи в Теремном дворце Московского Кремля, церкви во Флорищевой пустыни, Муроме, Костроме, купол Успенской церкви в Нижнем Новгороде.
В Балахне самые красивые изразцы сохранила Спасская церковь, построенная в 1668 году солепромышленником Григорием Ефремовичем Добрыниным в память о родственниках и земляках, которых унесло «моровое поветрие». Сегодня в Балахнинском музее хранится фрагмент изразца Спасской церкви – двуглавый орел, выполненный в классической гамме. Орлов можно увидеть и прогуливаясь по территории Вознесенского Печерского мужского монастыря в Нижнем Новгороде.
Красочные балахнинские кафли с рельефом причудливых - часто сказочных - птиц были ходовым товаром на ежегодных волжских ярмарках. Их и сейчас можно увидеть в Костроме, Юрьевце, Пучеже, Катунках и в самой Балахне. Великолепные образцы ее до сих пор мерцают и переливаются ярким синим, желтым, коричневым и белым на выразительном бирюзовом фоне и в богатейших наличниках и фризах ярославских храмов, и в поясах соборов Нижнего Новгорода и Балахны, и в далекой церковке в Лухе, в трапезной Вяжищского монастыря под Новгородом, в Богоявленской церкви в Соликамске. И много еще памятников сохранилось, всех не перечислить, хотя разрушено несравненно больше.
Многие работы балахнинских мастеров можно с уверенностью назвать произведениями искусства. Они заслуживают пристального изучения и исследования в наши дни. Многие изразцы XVII-XVIII веков по своему художественному достоинству можно отнести к числу уникальных. Неповторимое своеобразие, художественное мастерство эмального рельефа делают их ценнейшим вкладом в историю искусств, особенно в историю керамики.
НЕ ВЫДЕРЖАЛ КОНКУРЕНЦИИ
Промысел существовал в Балахне почти четыре века. В 1810 году в городе было восемь специализированных изразцовых предприятий (не считая того, что изразцы выделывались также на многочисленных кирпичных заводах). Производство это прекратилось в 1880-е годы, отчасти вследствие истощения запасов подходящей глины, а главное, из-за конкуренции более крупных заводов, появившихся в Нижнем Новгороде.
Подготовил А. СОЛОВЬЕВ На фото: Изразец Спасской церкви Балахны. Храм Василия Блаженного в Москве.
Источник: Рабочая Балахна
|