Село напротив Балахны 
Николо-Погост – древнейшее село нижегородского Поволжья, расположенное на живописном высоком берегу напротив Балахны, недалеко от устья реки Узолы. История его началась в XII веке, задолго до монголо-татарского нашествия, и по древности оно могло бы поспорить с Городцом.
ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЯ СЕЛА
В середине XIX века село Николо-Погост делилось на две части: Николу (или Погост) и Кулаково (или Кулаковскую слободу).
Село начиналось с Кулаковской слободы. Она располагалась на горе и представляла собой всего одну улицу (ныне улица Набережная). Здесь жили безземельные крестьяне, волгари, матросы, водоливы, штурвальные, бурлаки, капитаны, ремесленники, плотники, пастухи. По одной из легенд о названии слободы, здесь когда-то жил крепкий хозяин Кулаков. По другой, спорные вопросы земельных крестьян (зажиточных) с безземельными решались часто на кулаках, и побеждали обычно безземельные мужики.

Центральная часть села называлась Погостом (или Николой, в честь святого Николая Чудотворца). Погост – исторический термин, имевший различное толкование на протяжении X-XVIII веков. Первоначально так назывались сельские общины в Древнерусском государстве. В X веке погосты стали административно-территориальными единицами, во главе которых стояли особые должностные лица, отвечающие за регулярное поступление дани. В XII веке в центре погоста строили церкви, близ которых находились кладбища.
В XI-XIV веках погосты состояли из нескольких десятков или сотен деревень. В XV-XVI веках погосты сохранились в уездах, где было много черных и дворцовых земель. В XVI-XVII веках это уже, как правило, небольшие поселения с церковью и кладбищем. В 1775 году погосты как административно-территориальные единицы были упразднены. В XIX-XX веках слово «погост» чаще всего употреблялось в значении кладбища.
ЦЕНТР ЗАУЗОЛЬЯ
В XIII-XIV веках Николо-Погост становится административно-хозяйственным и духовным центром Заузолья. Наиболее раннее упоминание о Погосте содержится в писцовой книге 1534 года Алексея Жедринского, в которой говорится о нем как о давно существующем поселении с рубленой церковью. В дозорной книге 1591г. говорится, что она представляла собой простейший тип бревенчатого храма с двускатными кровлями над молельным залом, трапезной и небольшой папертью. Ее возводили всем миром. В начале XVII века в Погосте возвышалось уже два рубленых храма. А в 1635 году по ходатайству николопогостинского сельского старосты Митки Чистомежельского храмы были подновлены, и в них освещено уже три престола. Не прошло и десяти лет, как холодный храм в Погосте был срублен шатровым, а теплая церковь – клетской, с отдельно стоящей колокольней. Так возник Погостовский храмовый ансамбль.
КАМЕННЫЕ ХРАМЫ
В XVIII веке Николо-Погост оставался административно-хозяйственным и духовным центром Заволжья. Его приход составлял 440 дворов. Древние деревянные храмы к середине XVIII века обветшали, и богатый сельский приход решил выстроить новые кирпичные здания. Весной 1752 года балахнинец Михайло Иноземцев взялся выполнить подряд: «за лето изготовить в своем сарае работными людьми и обжечь своими дровами на церковное строение большого кирпичу 60 тыс., пожженного красного 50 тыс., белого непрожженного 10 тыс.». Подряд был выполнен, и после ледостава на исходе того же года заузольцы перевезли кирпич санными обозами за Волгу.
Храмы начали строить в центре села, куда сходились дороги из округи: из деревень Суздалево, Бакунино, Бурково, Копенная, Старцево, Щекины Горы. Деревянный шатровый храм Спасо-Преображения разобрали и стали возводить кирпичный Спасский храм ярусного типа. Строительство продолжалось 7 лет (с 1753г. по 1769г.), после чего приступили к возведению второго, каменного (теплого) Владимирского храма по типу рубленых клетских церквей. Строительство также длилось 7 лет (с 1761г. по 1768г.). Колокольня была построена в 1790-1793 гг. На ней между двумя храмами (Владимирской иконы Божией Матери и Преображения Господня) имелось пять колоколов, самый крупный из которых весил 700 пудов (11,2 т). Сохранились сведения о другом колоколе весом в 560 пудов (9 т), который отливали в 1868 году в овраге возле деревни Бурково. По воспоминаниям местных жителей, голос большого колокола церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери «был такой, что в Нижнем было слышно, когда звонили».
Спасская, Владимирская церкви и расположенная между ними 45-метровая трехъярусная колокольня создали новый красивый архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней. Под колокольней было выстроено помещение, в котором жили монахини, верующие прихода, проводились спевки, а в большой печи выпекались просфоры. Весь ансамбль был огорожен высоким забором из рубленого леса. В 1865г. вместо рубленого забора вокруг храма возвели кирпичную ограду с тремя коваными фигурными воротами – это был последний штрих в процессе создания ансамбля Николо-Погоста. Главные ворота с укрепленной на них иконой Николая Чудотворца получили название «святых». Через эти ворота вносили покойных в церковь для отпевания. Двое других назывались боковыми. В 1867г. был вызолочен трехъярусный иконостас.
УГОДЬЯ МИНИНЫХ В ЗАУЗОЛЬЕ
В конце XVI – начале XVII века в Заузолье не раз бывал Кузьма Минин, уроженец Балахны. В писцовой книге 1591 года указано, что в дворцовой Заузольской волости находились владения его брата Федора Минина. Здесь ему принадлежали сенокосные угодья и владения, связанные с держанием скота. Значится Федор и в переписной книге за 1674-1676 гг. Владел варницами, торговал мясом и рыбой вместе с братом Иваном Мининым. Торговлю вел и Кузьма Минин. Немалые угодья за Волгой принадлежали отцу Кузьмы Мине Анкудинову: «Деревня Протасьева Щекина на Микольском истоке, деревня Сорвачева на речке Чуди, деревня Лютикова Казариновская за балахонцем за посадским человеком за Минею за Анкудинову принадлежали на праве собственности 3 деревни». Во всех трех деревнях насчитывалось 13,5 десятин пахотной земли, 7 десятин хоромного леса. Здесь жили его работники, которые занимались сельским хозяйством.
ВОТЧИНА РЕПНИНЫХ
В 1797г. Николо-Погост стал вотчиной полководца и дипломата, фельдмаршала Н.В. Репнина. В 1809г. после его смерти село стало владением будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1925г. после событий на Сенатской площади и следствия над декабристами он сумел передать права наследства своей супруге Марии Николаевне. После того, как она отправилась за своим мужем в сибирскую ссылку, Николо-Погост перешел в управление опекуна ее грудного сына Николая – отца княгини, героя Отечественной войны 1812 года, командира Нижегородского драгунского полка Н.Н. Раевского.
Позднее хозяином Николо-Погостинской вотчины с деревнями был генерал от кавалерии, князь Николай Репнин. В 1845г. после его смерти прямым наследником вотчины с 1500 душами стал сын – князь Василий Репнин, заведующий Азиатским отделом Министерства иностранных дел России.
В Николо-Погосте находились также усадьба князей Барятинских и имение княгини Надежды Стенбок-Фермор.
СЕЛЬСКИЕ ПРЕДАНИЯ
Много драматических страниц было в истории села. В 1238 году после долгого сопротивления жителей был взят и сожжен монголо-татарами Городец. По преданию, монголо-татары были в Погосте, на шихане (кургане) построили виселицы для расправы с самыми активными противниками. По другому преданию, 400 с лишним лет назад, в годы правления царя Ивана Грозного на шихане опричники жестоко расправились с жителями Заузолья, выступившими против засилья дворян-опричников. На этом же месте в конце XVIII века, в годы правления Екатерины II, вешали беглых ссыльных.


КУДА ЖЕ ВЕЛ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД?
Одно из преданий говорит о том, что в одном из ближних озер, что находится прямо под горой, на которой расположилось село, есть подземный ход от колокольни Свято-Преображенского храма на другой берег, в Балахну. Поговаривали и о кладах – полной золота барже, затопленной где-то неподалеку.
Со слов старожилов, подземный ход в Николо-Погосте действительно был. Перед началом Великой Отечественной войны несколько отчаянных, смелых школьников пытались по нему пройти. В полной темноте, с зажженными свечами, по грудам осыпавшихся кирпичей ребята шли не в полный рост, а наклоняясь, в согнутом положении. Ширина хода была такова, что можно было разойтись со встречным человеком. Стены и потолок были из кирпича, потолок полукруглый. Дошли до завала – дальше ход был основательно засыпан.
Некоторые исследователи предполагают, что подземный ход вел к оврагу или к кладбищенской церкви и строился вместе с зимней Владимирской церковью. Другие считают, что построен он значительно раньше – в XII-XIV веках или в конце XVI века (при строительстве деревянной церкви Николы), или в начале XVII века (при строительстве двух рубленых храмов). С какой целью строился подземный ход, можно только предполагать.
В 2003 году вышла в свет книга Г.П. Крековой «Николо-Погост. История именитого села нижегородского Поволжья», которую можно назвать своего рода летописью Николо-Погоста. Для тех, кто интересуется историей родного края, эта книга будет интересна.

Подготовил А. СОЛОВЬЕВ Районная газета/ТВ "Рабочая Балахна" По материалам Государственного архива и Интернета Фото из открытых источников Видео: skycam-nn.ru
|