100 лет Нижегородской ГРЭС
В этом году Нижегородская ГРЭС (энергокомплекс АО «Волга») отмечает особую дату – свое 100-летие! Этот юбилей имеет важное значение не только для нашего предприятия, но и для всего города, района и области в целом. В связи с этой датой мы запускаем новую рубрику «Уже 100 лет даем тепло и свет», в которой будут публиковаться увлекательные статьи об истории НиГРЭС, вошедшей в состав АО «Волга», как новое структурное подразделение, с января 2015 года.
Сегодня мы хотели бы поделиться историей строительства Нижегородской районной электростанции. Началось все в далеком 1920 году, когда на 8 съезде Советов был принят Ленинский план электрофикации России (ГОЭЛРО). В списке ГОЭЛРО под № 4 значилась Нижегородская электростанция.
Академик Г. М. Кржижановский, стоявший во главе комиссии плана ГОЭРЛО, обосновал необходимость строительства электростанции в Балахне, заявив: «Если идти по Волге, то первым опорным пунктом этого района явится Нижний Новгород, второй после Москвы по своему промышленному значению центр. В Нижнем Новгороде, в районе Балахны, предполагается к сооружению районная электростанция, основой которой будут служить обширные торфяные залежи и группа деревообрабатывающих заводов. Эта станция должна будет питать Нижний Новгород, Сормовский завод и вообще обслуживать весь район, который имеет огромные перспективы в развитии химической промышленности и в обработке металлов». 1 июня 1921 года вышло постановление Совета Труда и Обороны, в котором в числе первоочередных строек значилась Нижегородская Электростанция. Для возведения станции было выбрано удобное незатопляемое место около поймы речки Железницы. Начальником строительства был назначен инженер Борис Александрович Ступин. За строительством станции следило руководство страны.
В начале лета 1921 года на строительстве электростанции трудилось всего 156 человек, но вскоре недостатка в рабочих руках не возникло. В 1921 – 1922 годах все Поволжье в результате небывалой засухи было охвачено голодом. Весть о начавшемся в Балахне строительстве электростанции привлекла сюда огромное количество жаждущих работы. К концу 1922 года численность рабочих достигла около 3000 человек.
Весной 1923 года на строительстве произошел пожар. Для удобства работ зимой котлован застелили досками и засыпали соломой. Для тепла поставили “буржуйки”. По халатности истопников пожар, видимо, и случился. А в котловане было шесть электронасосов, которые откачивали грунтовые воды. Сгорели все шесть, что было огромным уроном для строительства. Фактически встал вопрос о невозможности ведения дальнейших работ. Из Москвы пришел приказ: стройку законсервировать, рабочих распустить, поставить охрану. Начали ходить слухи о грандиозном провале плана строительства.
Летние месяцы 1923 года были тяжелыми для Бориса Александровича Ступина. Много сил было им отдано на доказательство реальной возможности построить станцию. Благодаря его усилиям вопрос о насосах был решен и работы осенью возобновились.
Несмотря на все трудности, строительство продвигалось к завершению. К концу 1924 года было завершено строительство главного здания и начались отделочные работы. На речке Железнице к этому времени уже был вырыт пруд площадью около 100 гектар, с объемом воды в 3 000 000 кубометров. Из пруда по двум каналам на глубине 8 метров под землей вода должна была поступать к колодцам у машинного зала, а оттуда – в конденсаторы турбин для охлаждения.
В начале 1924 года наступил момент монтажа оборудования, в процессе которого в основном трудились опытные рабочие Сормовского завода, слесари и механики речных судов. Им приходилось нелегко, так как импортное оборудование поступало без рабочих чертежей и размеров.
Монтаж первых четырех котлов и первого турбогенератора затянулся больше чем на год, и был завершен только к концу лета 1925 года.

О том, как проходило открытие Балахнинской районной электростанции читайте в следующей статье «Балахнинского бумажника»
АО Волга
|