ГОГРЭС в годы Великой Отечественной войныК 💯-летию НиГРЭС
Продолжаем серию публикаций к 100-летию энергокомплекса НиГРЭС! В этой статье мы расскажем о том, как работала станция в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война началась, и многие работники ГОГРЭС, жители Балахны, отправились на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. В период с июня по сентябрь 1941 года промышленность региона была переведена на военное производство. Горьковские заводы, перестроив свою работу, стали мощным арсеналом фронта, полностью подчиняясь лозунгу: «Все для фронта, все для победы!».
С первых дней войны все предприятия Балахны получили оборонные заказы. На ГОГРЭС начали изготавливать корпуса гранат и огнеметов. Электростанция работала в тяжелых условиях. Из-за нехватки людей, многие опытные рабочие, квалифицированные мастера и техники ушли на фронт. Их заменили жены и дети. Рабочие на вахте стояли по 12 часов, а иногда и сутками. Руководству ГРЭС пришлось принимать на работу людей без опыта и специального образования. В течение войны процент молодежи среди рабочего состава поднялся до 85 процентов.
В 1942 году из 2224 человек, работавших на станции, было 1519 женщин. Женщины работали машинистами турбин. В цехе теплового контроля 90 % состава было женским, а в химическом цеху работали только женщины.
Значение ГОГРЭС как основного производителя электроэнергии для горьковской промышленности было известно немецкому командованию. В ноябре 1941 года над предприятием стал появляться немецкий разведывательный самолет, а за ним последовали налеты бомбардировщиков. С начала бомбардировок многие работники ГОГРЭС были переведены на казарменное положение и жили прямо в цехах по неделям и больше. Еще в первые дни войны на всех предприятиях энергокомбината были созданы дружины ПВО, энергетики учились тушить зажигалки, соблюдать светомаскировку. Благодаря отработанным действиям дружинников серьезных повреждений станции от налетов не произошло.
В конце 1941 и в 1942 году станция испытывала значительный недостаток топлива. На аварийном складе топлива запасов не было, а электростанция работала с перегрузкой. С местных разработок торф подвозили к котельной, он сразу же шел в топки. Но, несмотря на трудности, план 1941 года был выполнен на 112,3 процента. В начале 1943 года для облегчения напряженной работы ГОГРЭС было решено максимально использовать мощности фабрично-заводских станций. И положение на ГОГРЭС начало поправляться. Снижение нагрузки станции позволило провести капитальные ремонтные работы котельного оборудования.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ БУДНИ ГОГРЭС
Закончились тяжелые годы войны. Горьковская ГРЭС с радостью встретила вернувшихся фронтовиков. К сожалению, 319 гогрэсовцев не вернулись с войны, отдав свою жизнь за Родину. Среди них: главный инженер М. С. Козлов, мастер Ф. Ф. Козлов, электрик С. И. Рыбаков, мастер А. Ф. Дроздов. Им чтут светлую память. В память о них во дворе станции по проекту конструктора производственно-технического отдела ГОГРЭС Е. В. Шарова воздвигнут обелиск... К концу войны ГОГРЭС вышел в ряды передовых электростанций страны.

Правительство высоко оценило заслуги энергетиков во время Великой Отечественной войны, наградив многих работников орденами и медалями страны, а электростанцию — орденом Трудового Красного Знамени. В 1946 году конструкторское бюро Министерства электростанций СССР начало проектирование модернизации станции. А за период 1947 - 1950 годов на ГОГРЭС была осуществлена надстройка высокого давления — впервые в стране были введены в эксплуатацию котлы и турбины давлением 120 атмосфер, работающие на торфе.
Надстройка высокого давления была одним из наиболее эффективных и экономичных для того времени методов увеличения мощности действующих электростанций. Надстройка высокого давления вместе с двумя турбинами низкого давления — № 3 и № 4, образовала блок мощностью 70 000 кВт (то есть, практически, — треть мощности станции).
Проведенная реконструкция повысила экономичность электростанции и снизила удельный расход топлива с 750 до 463 граммов. Дело в том, что с возрастанием мощности агрегата и увеличением параметров пара на электростанциях повышается экономичность, уменьшается расход топлива на каждый киловатт-час.
Кроме того, переход на более дешевый фрезерный торф давал также значительный процент экономии. В 1949 году, к примеру, было сэкономлено более 11 000 тонн топлива. С пуском модернизированной первой котельной реконструкционные работы на станции не закончились. Инженеры-конструкторы ГОГРЭС и руководство электростанции искали новые пути повышения производительности.
Начиная с 1962 года, стало осуществляться снабжение паром промышленности Балахны, что позволило поднять нагрузку станции и давать соседям до 170 тонн пара в час. В результате реконструкции мощность турбин № 7 и № 8 снизилась до 16 000 кВт, но экономичность работы электростанции значительно повысилась за счет снижения удельного расхода топлива.
По материалам книги М.О. Синицына «Очерки истории Нижегородской районной электростанции»
На фото: НиГРЭС работает на полную мощность (1939-1940 гг.) Обелиск павшим в Великой Отечественной войне Источник: Балахнинский бумкомбинат "Волга" https://vk.com/@-137202838-gogres-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny
|