Улицы Балахны, названные в честь героев
#Улицы_Героев
Продолжение. (И.В. ПАНФИЛОВ)
Мария Ивановна подарила мужу пятерых детей: четырех дочерей и сына. Панфилов очень трепетно относился к своим родным. В семье он был очень спокойным и уравновешенным человеком, с большой теплотой относился к супруге и детям, никогда не повышал на них голоса.
Только однажды Иван и Мария ненадолго расстались. В 1937 году Мария поступила на учебу в Ташкентскую промышленную академию, а Иван Васильевич получил назначение в Киргизскую ССР на должность военного комиссара республики. Он запретил жене бросать учебу. Вместо этого забрал пятерых детей с собой во Фрунзе, взяв заботу о них на себя. По завершении учебы Мария Ивановна переехала во Фрунзе.
Несмотря на высокую должность Панфилова, семья жила достаточно скромно. Они разместились в казенной квартире, расположенной в здании военкомата. Панфилов и его супруга всячески старались создать уют. Вскоре пустынный и запущенный двор перед военкоматом стал настоящим садом. Иван Васильевич посадил у дома цветы и фруктовые деревья. Сослуживцы, гости генерала восторгались чистотой и ухоженностью его жилища. А в июне 1941 года началась война...
СОЗДАНИЕ ЛЕГЕНДАРНОЙ ДИВИЗИИ
Панфилова направили в столицу Казахской ССР, чтобы сформировать стрелковую дивизию из жителей Фрунзе и Алма-Аты. Отослав семью во Фрунзе, генерал прибыл в Алма-Ату. С руководством республики он подробно обсудил вопрос формирования дивизии, попросил отобрать в нее побольше молодых активистов, коммунистов и комсомольцев. Он изложил свои соображения о продовольственном снабжении, размещении личного состава, обслуживании солдат театральными и музыкальными коллективами республики. Панфилов подходил к формированию дивизии очень тщательно, учитывая каждую мелочь.
Всего за месяц генералу нужно было сформировать боеспособную часть из неопытных призывников. Он лично занимался подбором офицеров — от командующих полками до командиров взводов. Панфилов знакомился с каждым из них, беседовал, говорил об ответственности за подготовку личного состава. За короткий срок он требовал от командиров улучшить выносливость, дисциплинированность и умения солдат. Панфилов указал на особый подход к дивизии, которая будет состоять из молодежи разных национальностей.
Начался период напряженной боевой подготовки личного состава. В одном лагере жили и готовились к боям артиллеристы, разведчики, саперы, санитары, связисты. Они учились стрелять из винтовок и пулеметов, заряжать и наводить орудия, метать гранаты, рыть окопы и блиндажи, строить мосты и минировать поля.
БОИ ПОД МОСКВОЙ
316-я стрелковая дивизия Панфилова была переброшена в Подмосковье и вошла в состав 16-й армии генерала К.К. Рокоссовского. Дивизия прикрывала Волоколамск и заняла рубеж обороны длиной в 50 километров. 15 октября начались тяжелые бои. Немцы атаковали части дивизии не только в центре, но и на флангах. В критический момент противник бросил против левого фланга 316-й дивизии около полутора сотен танков. Панфилов спас части от окружения, перебросив туда большое количество противотанковой артиллерии. Бои продолжались.
19 октября на левом фланге обороны 1075-го стрелкового полка противник занял несколько деревень. Путь в село Осташево врагу преградил батальон капитана Лысенко. Он отбивал все атаки немцев, находясь в окружении. Погибли почти все бойцы батальона. За два дня дивизия Панфилова нанесла ощутимый урон врагу. В ходе боев батальон капитана Молчанова, неожиданно перейдя в атаку на теснивших их немцев, уничтожил шесть танков.
Натиск усилился. 316-й дивизии противостояли три танковые и одна пехотная дивизия немцев. 25 октября они бросили в бой более 120 танков и заняли станцию Волоколамск. Панфилов принял решение сохранить дивизию и, избежав окружения и крупных потерь, приказал сдать город Волоколамск.
И.В. Сталин и Г.К. Жуков были недовольны сдачей Волоколамска. В ситуацию вмешался командующий 16-й армией генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский, который объяснил причины отступления и заявил: «Я доверяю Панфилову. Если он оставил Волоколамск, то значит, так было нужно!». Панфилов всегда старался беречь солдат и не бросал их на бессмысленную смерть. Он говорил им: «Мне не нужно, чтобы ты геройски погиб, нужно, чтобы ты остался живым!».
Панфилов очень доброжелательно и тепло относился к людям, никогда не поднимая голоса на свой личный состав. Вскоре по дивизии разлетелось прозвище Панфилова - Батя. Он получил его еще в гражданскую войну за отеческое отношение к солдатам. Командиры и рядовые дивизии не называли его иначе. Позже, в 1945 году, когда пройдет уже четыре года после гибели генерала, один из солдат-панфиловцев напишет на стене в Берлине: «Мы Панфиловцы. Спасибо, Батя, за валенки».
Одной из самых ярких страниц в истории 316-й дивизии стал бой у разъезда Дубосеково. 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 16 ноября задержала танковое наступление. По воспоминаниям командира 1075-го стрелкового полка полковника И.В. Капрова, на участке батальона шло 10-12 танков. Бойцам батальона удалось подбить 5-6 танков. Из 120-140 бойцов 4-й роты бой пережило только 20-25 человек. Это сражение вошло в историю, как подвиг 28 героев-панфиловцев.
«ПЕТЛЯ ПАНФИЛОВА»
Секрет успеха дивизии Панфилова в отражении атак превосходящих сил во многом объяснялся особой тактикой генерала. В военную историю вошел термин «Петля Панфилова» - сосредоточение войск в ключевых точках сражения, опорных точках в наиболее вероятных местах прохода врагов. Иван Васильевич предпочитал не растягивать свои соединения по всей линии обороны, а создавать узлы обороны в наиболее вероятных местах удара противника.
Генерал проповедовал тактику, что лучшая оборона - это наступление. Он советовал обороняющимся частям при первой возможности самим атаковать противника. Героическое сопротивление недавно сформированной 316-й дивизии удивляло и обескураживало как немецкое, так и наше командование. По сути, стальной танковый кулак и тройное превосходство немцев в технике и людях должны были смести защитников с лица земли. Но генерал Панфилов смог за короткое время сделать невозможное, правильно обучив своих солдат и диверсионными вылазками повысив их боевой опыт. Советские части под руководством Панфилова сражались с упорством а понеся потери, не оказывались разбитыми. Они отступали в полном порядке и занимали новые рубежи обороны. Панфиловцы как будто вгрызались в землю и вели бои даже находясь в полном окружении, а потом, когда спускалась ночь, выходили из-под удара.
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ
17 ноября 1941 года дивизия Панфилова получила звание 8-й гвардейской. А утром 18 ноября генерала Панфилова не стало. Два десятка танков и цепи мотопехоты стали окружать деревню Гусенево, где находился КП Панфилова. Немцы обстреливали деревню из минометов, но огонь был неприцельным, и на него не обращали внимания. Когда Панфилову сообщили о танковой атаке противника, то он поспешил на улицу. Немецкая мина взорвалась рядом с генералом, и Панфилов стал медленно оседать на землю. Крошечный осколок пробил висок, и генерал умер на руках своих боевых товарищей.
По ходатайству Военного Совета Западного фронта и Совета 16-й армии 23 ноября 1941 года, через пять дней после гибели генерала, его дивизии было присвоено имя Панфилова. 8-я гвардейская в Красной Армии стала первой именной со времен легендарной Чапаевской дивизии!
Иван Васильевич Панфилов был с почестями похоронен на Новодевичьем кладбище. Мария Ивановна Панфилова до конца своих дней хранила память о муже, рассказывая молодежи об истории Панфиловской дивизии и ее командира. Написала книгу- биографию генерала Панфилова.
#РабочаяБалахна
|