О памятнике Ленину в Правдинске
Не могу выбросить из головы памятник В.И. Ленину в Правдинске...
Когда я пару лет назад впервые увидел его на фото, то первая мысль была, что передо мной продукт фотомонтажа. Современным нейросетям это по силам, нужно только ввести четкое техническое задание, и – держите крайне реалистичное фото. Еще через годик увидел памятник вживую и поверил в честность сетевых блогеров.
В описании каждого памятника в идеале должны быть: имя скульптора, дата установки, материал, из которого изготовлен памятник. О правдинском Ильиче на просторах Интернета никакой информации нет. Вот тут-то меня и захватила по-настоящему мысль самому найти эти сведения.
И да, мысль не родилась бы, не уважай я искренне историческую роль Владимира Ильича.
КТО ЖЕ АВТОР?
Цифры на постаменте «1870-1970» определенно указывали на год и событие – повод установки памятника: 100-летие В.И. Ленина. Сходил в отдел периодических изданий нижегородской «Ленинки», взял газету «Рабочая Балахна» за апрель 1970-го – махом нашел нужную заметку. Памятник открыли в 12 часов дня 22 апреля 1970 года. Там же – все подробности события, но не увидел имени скульптора...

Еще полтора часа потратил на пролистывание подшивок «Рабочей Балахны» и «Правдинского бумажника» за 1969-й и 1970 годы. Информации нет.
Поиск в Сети привел к желаемому результату: на одном интернет-аукционе была выставлена статуэтка – один в один «наш» памятник – под авторством некоего Шульца.
Ищем подробнее. Автор – Гавриил Александрович Шульц (1903-1984) – известный (в узких кругах?) скульптор, мастер станковой и декоративно-монументальной скульптуры. На аукционе указана была и дата создания статуэтки: 1963 год – ее определили по клейму на ней. Осталось понять, как статуэтка 1963 года превратилась в памятник 1970-го.
Взял в «Ленинке» книгу от 1981 года о советских скульпторах со статьей о Г.А. Шульце. Там есть такие строчки: «У каждого художника есть определенная область творчества, в которой он чувствует себя особенно уверенно... У Шульца это скульптурный этюд. Именно мастерски исполненными этюдами он чаще всего предстает перед нами на выставках».
(Скульптурный этюд – это учебный набросок, который служит подготовительным материалом при работе над скульптурой).
Про «нашего» Ленина, сразу скажу, в статье ничего нет. Много было работ у Г.А. Шульца, все не перечислишь. Однако в статье есть полезная для нас информация: «...Его прекрасный этюд «Пловец» (1948), переросший затем в монументально-декоративную статую, украсившую в 1972 году ЦПКиО имени Горького...». Там же есть и другие намеки, что из статуэток-этюдов Шульца изготавливали большие статуи.
Видим, что путь от статуэтки 1963 года до памятника 1970 года очень даже реален. Наверное, и без непосредственного участия автора статуэтки-этюда.
В ПОИСКАХ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
В СССР было несколько заводов, где изготовляли статуи-памятники. Самые известные – Мытищинский экспериментальный завод художественного литья имени Е.Ф. Белашовой и Ленинградский завод художественного литья «Монументскульптура» имени М.Г. Манизера. Допускаю, что бетонные несложные памятники могли отливаться и местными небольшими производствами.

Была мысль, что клеймо на памятнике укажет завод-изготовитель. Съездил, слазил, не увидел. Зато удостоверился, что материал памятника – бетон. Правдинск – не Ленинград, бронза для него была дороговата. Это не говорит о заведомо низком качестве: «Родина-Мать» в Волгограде тоже бетонная, прочно стоит с 1960-х. Бетон для скульптур заполняли силикатной крошкой. Благодаря этому материалу памятники и сохраняются столь долго.
Описание процесса изготовления массовых бетонных памятников по авторской статуэтке именно в СССР 1970-х ни в Сети, ни в книгах не нашел. Ищу... Пока же, прочтя книжки о заводе «Монументскульптура», скульпторах Вере Мухиной и Микеланджело, с десяток статей на профильных сайтах, рискну предложить свое видение интересующей меня технологии.
ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Специалистов по изготовлению монументов было немного. Каждая такая бригада – это фактически коллективный скульптор. В СССР для изготовления бетонных скульптур использовался формовочный метод.
Сначала изготавливали макет. В нашем случае нужно было масштабировать статуэтку-эскиз. Снимали мерку отдельных частей и пропорционально их увеличивали. Опытному мастеру обычно достаточно своего глазомера и кронциркуля. Делали каркас. Как понимаю, макет в итоге изготавливался из глины (или пластилина).
Далее глиняную модель нужно перевести в гипс. Этим занимались форматоры. Пишут, что «снимали сначала черновую гипсовую форму, потом в ней отливали гипсовую модель памятника». Это я здесь описал процесс парой строчек – в реальности он очень длительный, требующий чрезвычайной тщательности! После него оригиналом считался гипсовый отливок.
Следующий этап – формовка. Нужно подготовить две формы: для лицевой и задней части статуи (или боковых?). Модель укладывают в опоку (металлическую емкость) и обкладывают специальной формовочной землей. На нужном этапе первую опоку накрывают второй и сквозь отверстия в ней засыпают всю форму землей... Все, не буду детализировать процесс. Даже краткая его версия занимает две страницы умной книги. По-честному, я так и не разобрался в нюансах, приобрел лишь искреннее уважение к работе формовщиков. И крановщиков, которые должны ювелирно перевернуть конструкцию и поднять опоки.
Перед заливкой памятника в форму предварительно помещался проволочный каркас для повышения прочности конструкции. Благодаря этому скульптуры из бетона в человеческий рост продолжительное время сохраняют свою форму и не трескаются под собственным весом. «Наш» Ленин стоит уже 55 лет, замечу... Данный этап при относительной простоте тоже имеет кучу уточнений, приводить не стану.
Заготовка помещалась в специальное место на несколько дней, пока смесь не засохнет. После застывания статую извлекали и шлифовали. Удаляли все остатки или проливы, в случае создания сложных фигур применяли резку железобетона. Если статуя состояла из нескольких деталей, они соединялись (склеивались), места стыков затирались.
По-дилетантски описанный мной процесс имел целью лишний раз продемонстрировать, что бетонного В.И. Ленина могли изготовить без участия скульптора-автора.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
В заметке много допущений. На самом деле, я не исключаю ошибок на каждом этапе поиска, но пока промежуточный вывод, вполне достаточный для сетевых энциклопедий, такой: «Памятник В.И. Ленину в микрорайоне Правдинске города Балахны Нижегородской области, на Заводской площади. Скульптор Г.А. Шульц. Дата открытия: 22 апреля 1970 года. Материал: бетон».
АЛЕКСЕЙ ГУЛЕВСКИХ
На фото: - Так выглядел памятник после открытия - Вырезка из газеты «Рабочая Балахна» от 25 апреля 1970 года. - Май 2025 года. Автор статьи проверяет наличие клейма завода-изготовителя на памятнике.
|