Рожденная быть Балахной
Это может показаться странным, но это факт! Причины основания Балахны крылись не только в залежах солевого раствора в этих местах, но и в международной обстановке раннего Средневековья.
В то далекое от нас время в Западной Европе ощущалась острая нехватка серебра. Древняя логистика времен Римской империи была нарушена, и прежние рудники были забыты. В то же время за тысячи километров от Европы, в жарком Багдаде серебра было с избытком, а вот северных товаров, таких как меха, мед, пенька, лес, а также и рабов – ощущался острый дефицит. Как известно, спрос рождает предложение. И по Великому Волжскому пути потекли в оба конца различные товары, оплачиваясь звонкой арабской серебряной монетой.
О размахе той торговли свидетельствуют многочисленные и богатые клады арабских монет по всему волжскому торговому маршруту, а также в странах Скандинавии. Так, например, в деревне Татарский Толкиш был найден клад из 934 серебряных монет общим весом 12,1 кг. А на Балтийском острове Рюген обнаружили клад из почти 2000 монет. Вообще, анализ кладов арабских монет на Русской равнине показывает, что торговля северян с арабами имела место уже в VIII веке. Самые древние клады ученые относят к 780-790 годам.
Некоторые ученые полагают, что Волжско-Балтийский торговый путь начал складываться еще раньше. Свое мнение они основывают на появлении восточного серебра в Европе в конце VI века и торговле балтийским янтарем в Китае в VII веке. В любом случае, после начала функционирования Волжско-Балтийского торгового пути ввоз серебра из Азии в Европу стабильно растет. Понятно, что такая прибыльная торговля нуждается в соответствующей транспортной инфраструктуре: портах, кораблях, складах и временных стоянках в пути. В то время, а это VIII-X века, территория нынешней Нижегородской области была в зоне «ответственности» Волжской Булгарии. Напомню, Городец, первый крупный славянский город, в нашем регионе был основан только в XII веке.
Так вот, пользуясь своим правом на эти территории, для обеспечения выгодного торгового маршрута булгары основали вдоль средней и частично верхней Волги сеть остановочных пунктов, так называемых раббатов (что по-арабски значит «стан для привала»). Располагались они по всей реке на расстояние суточного перехода друг от друга. А это по тем временам составляло 25-30 км. Система таких остановочных пунктов была перенята булгарами от арабов и была довольно распространена на Востоке. И действительно, если посмотреть по карте, то от Балахны до Городца – 25 км, от Балахны до Н. Новгорода тоже примерно также, и от Н. Новгорода до Кстово – те же 25 км. И так далее вниз и вверх по Волге. Многие из этих остановочных пунктов стали потом волжскими городами, селами и деревушками. А один из них – поселок Работки в Кстовском районе – так и вовсе был назван от слова «раббат».
Конечно, эти остановочные пункты не были постоянными поселениями, скорее всего, это были временные убежища от непогоды, а также места, где можно было спокойно переночевать и отдохнуть. Нередко в таких местах устраивались мини-ярмарки для окрестного населения. Таким образом, появление населенного пункта на месте нынешней Балахны было предопределено ее географическим положением и системой логистики на Древневолжском серебряном пути в раннем Средневековье, а потом и в Московском государстве. Соответственно, и братья Плесянычи остановились здесь на ночлег не случайно, а целенаправленно, для отдыха после дневного перехода из Городца. А дальше вмешался его величество случай. Хотя, скорее всего, соль в малом масштабе добывали здесь и раньше, просто новгородцы принесли с собой прогрессивную технологию ее массовой добычи с большой глубины.
Да и село Николо-Погост, что напротив Балахны, тоже возникло как логистический пункт на торговом пути. Это село контролировало водный путь по Узоле и торговлю с лесным Заволжьем. Кстати, погостами раньше называли не кладбища, а как раз торговые или таможенные пункты. Поэтому на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что Балахна как поселение вполне могла возникнуть уже в IX или X веке в качестве остановочного или торгового пункта на серебряном Волжском пути из варяг в персы. Отсутствие археологических артефактов того времени можно объяснить тем, что протоБалахна скрывается под водами реки Волги, которая тогда проходила ближе к левому берегу, ее-то и называли в древних рукописях Солью-на-Городце. Косвенно это подтверждается тем фактом, что 1916 году часть старых соляных варниц была смыта Волгой, и колодцы в межень виднелись далеко от берега. Значит, со временем русло смещалось все ближе и ближе к правому берегу, и Балахна заняла свое настоящее место, а следы древней Балахны были погребены под мощными речными наносами. Тем не менее на основании косвенных фактов можно с уверенностью считать, что история Балахны гораздо древнее и интереснее, чем казалось на первый взгляд, и хранит еще немало тайн.
И. СКВОРЦОВ, по материалам Интернета и книги В.А. Угрюмова «Балахна на перемене эпох» На фото: На карте красным цветом обозначен Волжский торговый путь. Печатную версию статья можно прочитать в газете "Рабочая Балахна"
|