Надежда Крупская посещала Балахну более 100 лет назад
За 95 лет своего существования газета "Рабочая Балахна" рассказывала о многих важных событиях, в том числе и о посещении Балахны людьми, оставившими яркий след в истории страны. Листая старые подшивки, можно найти очень интересные факты, которые уже стерлись из памяти балахнинцев и сегодня являются настоящим открытием…
В 1974 году в «Рабочей Балахне» вышла заметка А. Языкова «Добрый след» об одном из ветеранов НиГРЭС Михаиле Вершинине. В ней А. Языков, рассказывая о самом ветеране, описывает визит в Балахну агитпарохода «Красная Звезда», на котором в наш город прибыла Надежда Константиновна Крупская.
Уникальность этого небольшого по объему материала в том, что, похоже, это единственное печатное свидетельство о пребывании Крупской в Балахне и ее общении с жителями города, на просторах Интернета подтверждения этого факта найти не удалось. Сам автор заметки являлся непосредственным участником событий, и вот как он это описывает.
БУДЕТ ЛЕКЦИЯ И КИНОФИЛЬМ!
…В летний солнечный день в Балахну пришел агитпароход «Красная Звезда».
– Граждане, прошу заходить в салон. Будет лекция и кинофильм! – раздалось из рупора. Собравшиеся на пристани стояли недвижимо: ведь все это были люди, что ездили только пассажирами третьего класса и не знали, что такое салон. Капитан повторил приглашение: – Пароход для вас. Проходите!
Тогда волна людей хлынула на судно, поднялась в салон. Лектор говорил о текущем моменте, о том, что молодая Советская республика преодолеет трудности и победит. Потом, когда лектор ушел, сзади сидящих застрекотал киноаппарат. Для всех кино было в новинку. Затаив дыхание, не проронив ни слова, мы внимательно следили за кадрами. Справа от меня сидел Михаил Николаевич Вершинин со своими ребятишками, которые, казалось, хотели подойти к экрану, прикоснуться, заглянуть за белое полотно, убедиться, что там.
Когда в салоне перестал стрекотать киноаппарат, вышла Надежда Константиновна Крупская. Ее приветливый взгляд, доступность, мягкий голос обрадовали всех. Она расспрашивала о жизни и запросах горожан, отвечала на вопросы балахнинцев.
И вот «Красная Звезда» отходит от пристани. Балахнинцы стоя машут платками, кепками…
КОРАБЛЬ РЕВОЛЮЦИИ
Лето 1919 года. В разгаре гражданская война на территории бывшей Российской империи. В это время Президиум ВЦИК молодой Советской республики направляет в прифронтовые районы, в места, освобожденные Красной Армией, агитационные поезда и пароходы для установления связи центра с местами, для агитации, пропаганды, информации, инструктирования и снабжения литературой. Разрушая старый мир, большевики стремились избежать смыслового, идейного вакуума и наполнить новую жизнь новым содержанием. Неграмотным и малограмотным людям необходимо было разъяснить политику партии, чтобы обеспечить поддержку в условиях гражданской войны, которая еще бушевала в Нижнем Поволжье, на Дону, в Сибири, на Дальнем Востоке.
Одним из таких агитационных пароходов и стала «Красная Звезда». В июле 1919 года пароход вышел в свой первый рейс. На штурвальной рубке была установлена двухметровая красная звезда в электрических лампочках, две радиомачты. Пароход был украшен разноцветными флажками. К его борту пришвартовали мелкосидящую, покрашенную в ярко-красный цвет баржу, на которой оборудовали кинозал на 600-800 мест. Кроме этого, там были организованы выставка технических новинок «Электричество в деревне», киноустановка, театральная сцена, склад агитационной литературы, радиостанция. В специально сооруженной палубной постройке располагались типография для выпуска ежедневной многотиражной пароходной газеты, которая так и называлась – «Красная Звезда». Баржу можно было использовать в качестве дебаркадера, что давало возможность остановки практически в любом месте.
Пароход и баржа были украшены рисунками, плакатами, кумачовыми полотнищами с лозунгами. Перед коллективом агитпарохода были поставлены задачи: упрочить тыл восточного фронта, восстановить партийные и советские организации, установить и закрепить связь центра с местами.
Политическим комиссаром на пароходе был В.М. Молотов, представителем Народного комиссариата просвещения – Н.К. Крупская. Работала группа хорошо подготовленных инструкторов-агитаторов. В состав агитколлектива входили приехавшие из Москвы два певца, три драматических артиста и трое музыкантов. На «Красной Звезде» был даже мотоциклист для связи. Агитируя за советские порядки, пароход прошел по Волге от Нижнего Новгорода до Казани, затем по Каме до Перми, после чего вернулся на Волгу, спустился ниже Саратова, почти до района военных действий в районе Царицына, и поднялся в Нижний к зимней стоянке в Доскинском затоне.
В общей сложности с 4 июля по 20 октября пароход сделал 61 остановку. Двигался он только ночью, дни проводил на стоянках. В самых отдаленных уголках многомиллионной Советской России, где по месяцам не приходили газеты и не раздавалось живое слово приезжего из центра агитатора, «Красная Звезда» производила необычайное впечатление на все трудовое население.
Закончив свой первый агитационный рейс, пароход вернулся в Нижний Новгород. Агитработники «Красной Звезды» посетили 93 места, в том числе губернские города: Нижний Новгород, Казань, Пермь, Симбирск, Саратов; 21 уездный город, крупные заводы и около 40 сел и деревень, обследованы были 75 советов и 71 партийная организация; сельскохозяйственную выставку посетило свыше 50 тыс. человек. На 196 сеансах кинематографа побывало 225 тыс. зрителей; в 202 митингах, организованных «Красной Звездой», участвовало 305 тыс. человек.
Деятельность «Красной Звезды» не ограничивалась только агитацией населения. Политкомиссар В.М. Молотов руководил работой заготовительных организаций, мобилизовывал транспортные средства, следил за отправкой продовольствия в Москву и Петроград. Девять тысяч пудов пшеницы и ржи было собрано в Поволжье в октябре 1919г. и отправлено в Петроград (это сведения только из одной телеграммы В.М. Молотова Петроградскому совету). Одновременно в другой телеграмме Молотов рапортует об отправке продовольствия трудящимся столицы. Выполняя обязанности политкомиссара «Красной Звезды», Молотов одновременно принимал участие в планировании работы водного транспорта Поволжья и Прикамья. В это время происходила переброска военных частей и грузов с восточного на южный фронт, и на барже и пароходе «Красная Звезда» перевозились тысячи красноармейцев.
НЕ ЖАЛЕЯ СЕБЯ
Самоотверженно работала во время всего путешествия Н.К. Крупская. Один из участников этой поездки рассказывает: каждое утро можно было видеть Надежду Константиновну на корме за маленьким столиком. Она готовилась к выступлению, набрасывала тезисы или читала письма. Она внимательно наблюдала и помогала агитаторам в работе, радовалась их успехам. «Много пришлось им пережить моментов глубокого удовлетворения, – писала Н.К. Крупская о работе агитаторов, – когда тысячные толпы рабочих, красноармейцев, крестьян сливались в одном чувстве с оратором... Митинги в красноармейских частях проходили как-то особенно торжественно».
Н.К. Крупская сама выступала на многолюдных митингах, на собраниях рабочих, в селах. Пароходная газета подсчитала, что за время поездки Надежда Константиновна выступила 34 раза. «Говорить приходилось, – вспоминала Крупская, – перед рабочими, работницами, перед красноармейцами, перед крестьянами о том, что их волновало, что было им близко, о том, что их захватывало. Там, где побывали белые, ненависть к ним населения была безгранична».
Одновременно Надежда Константиновна провела большую инспекторскую и организаторскую работу по укреплению школ, культурно-просветительных и детских учреждений. Из отдаленных районов Поволжья и Прикамья за десятки километров приходили к Н.К. Крупской учителя, библиотекари, клубные работники и всегда получали совет и помощь. Она давала указания по разнообразным вопросам педагогической и политико-просветительной деятельности. Такая непрерывная, напряженная работа подорвала слабое здоровье Н.К. Крупской. В Перми она почувствовала себя совсем плохо и по настоянию В.М. Молотова согласилась вернуться в Москву. Еще в день отъезда в час дня Крупская выступала в пермских артиллерийских казармах перед красноармейцами с докладом о текущем моменте.
По словам самой Крупской, «от постоянных выступлений взбесилось сердце, ноги распухли…». Так в те годы сжигали себя коммунисты, забывая о собственном здоровье. Слишком масштабны были цели, ошеломлявшие своей новизной, слишком много надо было сделать!
В ТЕНИ ВЕЛИКОГО МУЖА
А теперь несколько слов о личности самой Надежды Константиновны Крупской. Если спросить современников, что они знают о Крупской, то большинство ответит: она была женой Ленина. Но, будучи женой вождя мирового пролетариата, Надежда Константиновна была еще и профессиональным революционером, обладала даром талантливого педагога. Скромная от природы, всегда спокойная и уравновешенная, выполняя огромную работу, она всегда оставалась в тени своего великого мужа. Памятники Ильичу можно встретить по всей стране, а памятники Крупской можно сосчитать по пальцам, в Москве, например, он всего один.
Известный революционер и публицист М.С. Ольминский так оценил вклад Крупской в дело революции: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому, когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Из этих слов можно сделать вывод, что Ленин, несмотря на всю свою гениальность, не смог бы сделать всего того, что он сделал, если бы рядом не было Крупской.
После смерти Ленина Надежда Константиновна посвятила себя проблемам образования и воспитания. Ее главная историческая заслуга в том, что до октября 1917 года не умевший читать и писать крестьянский народ России стал за несколько лет поголовно грамотным. Дело ее рук — общество «Долой неграмотность», избы-читальни, клубы, библиотеки, школы для взрослых, музеи Лермонтова и Белинского. Крупская редактировала журналы, основала 12 музеев и 10 вузов, два издательства. Хотя в жизни Надежде Крупской не довелось испытать счастья материнства, она позаботилась о всех матерях страны Советов. Именно с подачи Крупской в стране зародилась система дошкольного образования, появились детские сады и ясли. Крупская выступала против запрета абортов, доказывая, что вместо запретов нужно создавать женщине достойные условия для жизни.
Ей многим обязана советская система школьного образования, одна из лучших в мире. Крупская стояла у колыбели комсомола и пионерской организации. За ее трепетное отношение к детям в народе Надежду Константиновну называли «всесоюзная бабушка».

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Больше ста лет прошло с того визита «Красной Звезды» в наш город. Уже давно нет в живых балахнинцев, которым выпала возможность увидеть и услышать одну из самых выдающихся женщин двадцатого столетия. И только одна газетная заметка в «Рабочей Балахне» напоминает об этом событии...
А. СОЛОВЬЕВ Рабочая Балахна
На фото: Пароход «Красная Звезда». Н.К. Крупская.
|