Памятка для потребителей: дистанционный способ продажи товаров Дистанционный способ продажи товаров регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1, Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612. Правоотношения, возникшие при приобретении товара, посредством Интернет торговли у граждан, не регулируются вышеуказанными правовыми нормами. Главной особенность дистанционной торговли является то, что потребитель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с товаром или образцом товара до момента его получения.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ. При покупке товара дистанционным способом необходимо знать следующее: 1. До заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) продавец обязан предоставить покупателю информацию: - об основных потребительских свойствах товара; - об адресе ( месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара; - о полном фирменном наименовании продавца; - о цене и об условиях приобретения товара; - о его доставке ,сроке службы ,сроке годности и гарантийном сроке; - о порядке оплаты товара ,а также о сроке ,в течение которого действует предложение о заключении договора.
2. При передаче заказанного товара потребителю необходимо изучить информацию о товаре и изготовителе, которая должна содержать: - наименование технического регламента или иное обозначенное, установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; - сведения об основных потребительских свойствах товара; - цену, порядок и условия оплаты товара; - правила и условия эффективного и безопасного использования товара; - сведения о сроке службы или сроке годности товаров ,а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; - адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца; - сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ; - сведения о правилах продажи; - информацию о порядке и сроках возврата товара; - информация об энергетической эффективности товаров ,в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; - сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги); Указанная информация должна быть в момент доставки товара доведена до сведения покупателя в письменной форме (для импортных товаров – на русском языке).
При приеме товара необходимо проверить целостность, комплектность товара ,соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей к товару и документации к товару и прочие характеристики доставленной вещи. Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки на электронных носителях ,прикладываемых к товару, в самом товаре ( на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, или иным способом принятых для отдельных видов товаров.
Продавец обязан передать покупателю в порядке и сроки, установленные договором. Если в договоре срок доставки не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар передается продавцом покупателю в разумный срок. Обязательства, не исполненные в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении. За нарушение сроков доставки продавец несет ответственность в соответствии с гражданским процессуальным кодексом РФ.
В случае, если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара. Если товар был оплачен предварительно, но не доставлен в срок по вине продавца, ответственность за нарушение срока передачи товара продавец будет нести в соответствии со ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей», а именно: - в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня ,когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Однако, сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже, а также требовать их оплаты. Возврат товара продавцу ,производящему торговлю дистанционным способом может иметь место следующих случаях: -покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. -по причине получения товара ненадлежащего качества, наличия в товаре недостатков; -если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
В соответствии с п.28 п.29 Правил продажи товаров дистанционным способом закреплено право покупателя в случае получения товара ненадлежащего качества на: а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; б) соразмерного уменьшения покупной цены; в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков. Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». Данный срок не может превышать десяти дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования продавцу.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его внешний вид, потребительские свойства ,а также документ ,подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования. Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать: а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара; б) режим работы продавца; в) максимальный срок ,в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 настоящих Правил ; г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Специалист- эксперт ТО в Балахнинском районе, городском округе город Чкаловск Демашова А.А.
|